10 фактов, которые важно знать о древнем Риме

179
Поделиться

Культура древнего Рима оказала влияние на огромное количество людей и общественно-политических процессов во всем известном мире времён своего существования, начиная с возникновения Римской республики (509-27 гг. до н.э.) и на протяжении всей Римской империи (27 г. до н.э. — ок. 476 г. н.э. на западе и 1453 г. н.э. на востоке). В период своего расцвета (ок. 122 г. до н.э.) Римская империя простиралась от Италии до Британии, Греции, Северной Африки, Египта, Леванта, Малой Азии и Месопотамии и Центральной Азии. Римская цивилизация, её язык и обычаи, влияла на жизнь людей во всех этих регионах, а отголоски её разнообразного наследия по сей день продолжают ощущаться в современных культурах.

С влиянием римской культуры мы ежедневно сталкиваемся в языке, искусстве, архитектуре, развлечениях и многих других областях современной жизни, поэтому знание того, кем были римляне и чем они занимались, поможет нам лучше понять настоящее и самих себя.

Как и когда был основан Рим

Капитолийская волчица, XII в., Капитолийские музеи, Рим

По легенде, двух полубогов — Ромула и Рема — выкормила и вырастила гигантская волчица. Ромул убил Рема и, как сказано, основал Рим в 753 году до нашей эры. Считается, что Рим вырос из небольшого города-государства на реке Тибр, известного как Лациум. По другой легенде, он был основан как Рим женщиной по имени Рома, одной из выживших в Троянской войне, прибывшей туда с войском во главе с троянским князем Энеем. Ещё одна легенда гласит, что когда-то это был этрусский город-порт под названием Румон. Этрусская цивилизация была самой могущественной в тех местах, предшествуя восхождению Рима, поэтому вариант, что Рим развивался на основе этрусского Румона, вполне может соответствовать действительности.

Какой была Римская республика

Между 753-509 гг. до н.э. Римом управляли этрусские цари, обладавшие абсолютной властью. Они консультировались с сенатом, состоящим из высокопоставленных граждан, но последнее слово всегда оставалось за царями. Богатый высший класс устал от такого уклада, но не мог найти никакого законного способа сместить царя. Положение изменилось в 509 г. до н.э., когда сын царя Тарквина Гордого изнасиловал дочь правителя и не взял на себя ответственность за преступление. Это послужило поводом свергнуть царя и сослать его в ссылку. Тогда в Римской республике была сформирована концепция представительного правительства. Сенат был сохранен, но должность царя упразднена и заменена магистратом (претором), который отвечал перед народом.

Претор впоследствии был заменен двумя консулами, действовавшими на основании законов, написанных римским сенатом, которые толковались восемью судьями. Таким образом, республика была основана на отдельных ветвях власти — исполнительной, законодательной и судебной, которые обеспечивали большую стабильность и более справедливое управление, чем старая монархия. Законы принимались в интересах всего народа, а не только элиты. Самым известным кодексом законов был «Закон Двенадцати таблиц», написанный в 449 г. до н.э., который гарантировал равенство всех перед законом, независимо от социального класса. Римское право и управление создали стабильное общество, которое стало достаточно сильным, чтобы расширяться путем завоеваний. После Пунических войн с Карфагеном (264-146 гг. до н.э.) Рим стал сверхдержавой Средиземноморья и продолжал свою экспансию. Он стал империей при Октавиане Августе (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), первом римском императоре.

Какой была Римская империя


Октавиан основал Римскую империю после победы над Марком Антонием (83-30 гг. до н.э.) и Клеопатрой (69-30 гг. до н.э.) в битве при Актиуме в 31 г. до н.э. Антоний и Клеопатра, среди прочих угроз, которые они представляли Августу, были последним связующим звеном с Юлием Цезарем и старой концепцией республики. Октавиан расширил территории, уже занимаемые Римом, и начал кампании по завоеванию других. Сенат был сохранен, но последнее слово в принятии решений оставалось за императором.

Правление Августа было настолько эффективным, что он установил «римский мир», Pax Romana, длившийся более 200 лет, до смерти последнего из пяти императоров династии Антонинов, Марка Аврелия (161-180 гг. н. э.) в 180 г. н. э. Императоры, последовавшие за Аврелием, часто были гораздо менее успешными, но сохраняли и расширяли империю до тех пор, пока она не стала слишком большой, чтобы ею можно было управлять из единого центра. В 284 г. н.э. империя была разделена Диоклетианом на две части — Западную Римскую империю и Восточную Византийскую империю. Западная империя распалась около 476 г. н.э. из-за ряда факторов, включая коррупцию в правительстве, вторжения и чрезмерную зависимость от рабского труда, в то время как Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. н.э., когда была завоевана растущей Османской империей.

Как Рим сохранял свою империю

Древнеримская дорога Gallie — Donnas, Валь д’Аоста, Италия

Рим устанавливал политику завоевания и интеграции: вместо того, чтобы завоевывать народы, разрушить их города и порабощать их, Рим делал этот регион своей провинцией и предоставлял его народу римское гражданство при условии, чтобы те подчинялись римским законам, платили налоги и предоставляли солдат для римской армии. Римская инженерия обеспечила эти провинции дорогами, акведуками для подачи воды и строительной техникой с использованием своей уникальной цементной смеси. Эта смесь была более прочной, чем строительные материалы, которые использовали ранее, и с её помощью создавались более прочные конструкциям и мосты. Дорожная сеть римлян позволяла быстро развертывать и перемещать войска в регионе, обеспечивать эффективную связь между правителями провинций и столицей, а также более эффективную торговлю между регионами. Кроме того, римляне поощряли браки между римской и провинциальной элитой. Это способствовало более тесным связям между провинциями и Римом, а введение в употребление латыни у различных народов, укрепляло власть посредством единства языка и культуры.

Римская религия и её влияние

Джулио Романо — «Пантеон римских богов» — Чайный дворец в Мантуе

Римская религия была политеистической, имеющей много богов и разных культов, и развивалась с этрусской и греческой религии анимизма, убеждения, что все, включая неодушевленные объекты, имеет дух. Римские боги фактически переняли своих собратьев из греческой религии, адаптировав имена — Юпитер = Зевс, Юнона = Гера и т.д.. Ранняя религия была ориентирована на поклонение предкам, и этот аспект веры будет продолжаться на протяжении всей истории Рима. Религия была государственной, так как считалось, что, почитая богов, боги будут почитать государство. Властителем богов был Юпитер, который правил вместе со своей женой Юноной. Другими важными богами были Минерва, Марс, Веста и Сатурн. Сатурн и Веста были центральными, так как Сатурн был богом земледелия, хорошего урожая и достатка, кроме того он заботился о благе государства в целом, в то время как Веста была богиней очага, семьи и дома, сосредоточившись на бытовых аспектах жизни.

Самые важные храмы располагались на Капитолийском холме, где проводились фестивали в честь богов, такие как народные сатурналии, и другие важные мероприятия. Непорочные девы, весталки,  были одними из самых важных религиозных деятелей Рима, так как они ухаживали за храмом богини, поддерживая ее священный огонь, обеспечивая таким образом здоровье и процветание римских домов, а следовательно и государства.

Класса священнослужителей в Древнем Риме не было, священники назначались государством. В каждом городе был свой храм, где почитали бога-покровителя или богиню этой общины. Религия была полностью интегрирована в жизнь народа, будь то через поклонение богам, которых признавало государство, регулярно принося им жертвы, или бытовым духам и духам своих предков, которые защищали жилище. Формальное признание богов происходило на церемониях и празднествах, а в бытовой жизни римляне чтили отдельных домашних богов и духов.

Повседневная жизнь в Риме

Колизей в Риме

Основой римского общества была семья, которую содержал и контролировал отец, глава семьи, известный как paterfamilias. Отец полностью контролировал жизнь людей своего дома и даже мог отвергнуть новорожденного, приказав бросить его на улице, если чувствовал, что не может позволить себе еще одного ребенка или если ему не нравилось как он выглядит. Концепция отцовства, paterfamilias, была принята императором, который во многих, хотя и не во всех случаях, представлял себя в качестве великого отца коллективного римского народа, который жил только их интересами. Император строил для людей амфитеатры, устраивал различные развлекательные, религиозные и культурные мероприятия, такие как Сатурналия, Луперкалия и множество других, разбивал общественные парки и открывал римские термы.

Римляне занимались различными работами, наслаждались досугом, посещая спортивные мероприятия и театральные постановки, занимались спортом, плаванием, катанием на лодках, ходили в общественные бани, что весьма способствовало социализации.

Завтрак представлял собой легкую закуску из хлеба и выпечки, в то время как главная трапеза дня проходила поздним вечером и варьировалась в зависимости от занятий. Богатые могли позволить себе приправы и другие деликатесы, в то время как бедные часто ели только хлеб с постным супом или пшеничную кашу. У римлян высшего класса были дома или виллы, а бедняки жили в многоквартирных домах, insulae, которые строились рядами, как жилые комплексы в современных городах.

Еда у римлян

Римский обед, Помпеи

Для римлян еда была так же важна, как и для любой другой цивилизации, но концепция роскошного банкета, где люди сутками лежали на подушках, пили вино и обслуживались рабами, применима только к высшему классу Рима и его провинций. У большинства людей был легкий завтрак, а в середине дня — поздний обед, который состоял из того, что они могли себе позволить. Большинство блюд включало оливковое масло, которое использовалось для приготовления, а также как жидкий соус для обмакивания в нём хлеба. Римляне особенно любили соусы — самым популярным был гарум, сделанный из ферментированной рыбной пасты, которую ели практически со всем. Они приправляли свою пищу специями, такими как семена сельдерея, кориандр, финики, мед и уксус. Овощи часто хранились в рассоле и употреблялись в пищу в качестве закусок или гарниров во время обеда.

Термополиа в Помпеи

Хотя с Римом чаще всего ассоциируется виноградное вино, но не менее популярным и гораздо более доступным по цене для большинства напитком был posca, сделанный из уксуса или водянистого дешевого вина, воды и специй. Поска был напитком низших классов и военных. Фрукты, такие как виноград и финики, часто сушили и употребляли в пищу в качестве закусок, а для ароматизации блюд и приготовления десертов использовали кэроб. Римляне первыми ввели понятие «фастфуд» в заведениях, известных как термополиа (thermopolia — «места, где можно найти что-нибудь горячее»). Типичная термополия имела прилавок с прикрепленными к ним банками, содержащими готовые блюда. Покупатели заказывали у прилавка, платили и могли забирать еду с собой. Существовали комплексные термополии, где также были места для отдыха и комнаты для ночлега, но большинство из них были простыми магазинами, в которых можно было быстро и за небольшую цену поесть. Термополи обходило стороной высшее общество, которое считало еду низкокачественной, поэтому основная их клиентура была низшим классом.

Римская армия и её функции

Битва при Иссе, мозайка, Археологический Музей Неаполя

Римская армия была разделена на легионеров, римских граждан, и аукзилариев, солдат вспомогательных частей, не римлян. Легионеры были организованы в легионы, отряды от 4000 до 6000 человек, а затем каждый легион был разделен на центурии, группы по 80 человек, которыми командовал центурион. В течение каждого столетия на солдат возлагались различные функциональные обязанности, такие как артиллерия, пехота, слингеры, лучники и инженеры.

Легионеры призывались на военную службу сроком на 25 лет со средней заработной платой 2,5 сестерса в день (примерно 4,50-8,50 долл. США), после чего они могли уйти в отставку и им предоставлялась денежная и земельная надбавка в связи с увольнением. Аукзиларии получали меньшую зарплату и почти всегда размещались на фронте во время сражений, поскольку в римской войне они считались менее ценными, чем легионеры.Аукзиларии должны были служить 25 лет, после чего они могли стать римскими гражданами, но многие из них просто не доживали до этого времени.

Среднестатистический римский пехотинец был экипирован шлемом, бронёй поверх шерстяной туники, спадающей ниже колен, сандалиями, мечом, щитом, кинжалом и копьем. Сеть дорог по всей империи позволяла армии быстро мобилизоваться в боях. Римские солдаты были обучены выдерживать марши до 30 км в день, в полном боевом облачении, и быть готовыми к бою в любой момент. Солдат также обучали формироваться и сражаться в тесных соединениях, в которых они были лучше защищены и, в то же время, обладали большей силой при прорыве линии противника.

Важнейшие культурные наследия Древнего Рима

Пон-дю-гар, древнеримский акведук во Франции

Культурное наследие Древнего Рима продолжает оказывать влияние на современный мир в различных областях. Большинство примеров современной организации общественно-политической жизни построено по образцу древнего Рима с его исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти. Концепция Электоральной Коллегии также пришла из Рима, так как высшее общество римлян считало что простым людям нельзя доверять выбор правителя. Хотя Афины, Греция и считается родиной демократии, на самом деле эта концепция была более полно разработана римлянами. В деловых сделках римляне первыми стали производить возврат или замену проданных товаров и покупки в кредит. В архитектуре они создали хранилище, арку и купол, а также дороги, которые были построены настолько хорошо, что по ним можно путешествовать и по сей день.

Римляне также основали первые пожарные организации, департамент полиции и департамент здравоохранения. В сфере развлечений они усовершенствовали греческую драму и создали дизайн амфитеатра, который до сих пор используется для стадионов и театров. Латынь, которую они принесли в свои провинции, является основой романских языков Франции, Италии и Испании, а многие латинские слова и выражения используются в юридической и медицинской профессиональных сферах. В религии принятие римлянами христианства в IV-V веках н.э. возвысило веру из неясного мистического культа в одну из главных мировых религий, и многие аспекты современного христианства, особенно в католицизме, исходят непосредственно из римских практик.

Падение Римской империи

Томас Кутюр, Римляне во время падения империи, 1847, Museo d’Orsay, Париж.

Говоря о падении Рима, мы чаще всего подразумеваем падение Западной Римской империи ок. 476 г. н.э.. Восточная империя просуществовала до 1453 г. н.э. Западная империя переживала медленный упадок, который длился более 300 лет, а среди причин её падения можно выделить следующие:

  • вторжение варварских племен
  • коррупция в правительстве
  • раздел империи в 284 г. н.э.
  • наёмные армии
  • политическая нестабильность
  • чрезмерная зависимость от рабского труда
  • безработица и инфляция
  • возникновение христианства

Несмотря на то, что вторжение готов часто упоминается в качестве основного фактора падения Рима, оно бы не сыграло такой важной роли, если бы Рим уже давно не находился в упадке. Рим пережил период потрясений, известный как Кризис III века (235-284 гг. н.э.), в ходе которого усилилась широко распространенная коррупция в правительстве, которая существовала ранее и будет существовать после него. Хоть кризис и был пережит, но он существенно ослабил Римскую империю, потому что после разделения, восточная и западная её части не очень хорошо взаимодействовали, видя друг в друге скорее соперников, чем союзников. Кроме того, армии стали состоять больше из вспомогательных наемников, чем легионеров, потому что по мере того, как Рим становился более богатым, все меньше граждан хотело служить в армии. У этих вспомогательных наемников не было чувства патриотизма, они сражались только за зарплату, поэтому армия стала менее эффективной.

Зависимость Рима от рабского труда была одним из основных факторов его упадка, поскольку рабами была треть населения Рима. Они выполняли много разных работ, лишая тем самым работы римлян низкого класса. Это привело к повсеместной безработице, с которой римское правительство справлялось с помощью системы социального обеспечения, предоставлявшей людям бесплатный хлеб, оливковое масло и другие предметы первой необходимости, что значительно истощало казну. Возникновение христианства также упоминается как фактор, способствовавший упадку, т.к. христианский Бог имел мало общего с Римом. Он был Богом всех людей — и поэтому по мере того, как в христианство обращалось всё больше людей, в храмы римских богов переставали приносить жертвы и приношения, римская религия теряла свою власть, а социальная структура, которую поддерживала эта религия, устаревала.