10 главных фактов из жизни Караваджо

33
Поделиться

Если бы жизнь Караваджо была романом, она была бы написана Александром Дюма. Это была бы история о дуэлях, побегах, внезапных взлётах и губительных падениях. Читая этот роман читатель подумал бы, что автор переборщил с чрезмерной театральностью событий.

Но это была реальная история — жизнь Микеланджело Меризи, известного как Караваджо. История об искусстве и насилии, о святых и проститутках, о бандитских тавернах и королевских залах, о священниках и виселицах. Это история о смерти, которую художник всё время ищет и от которой постоянно бежит, и о вечной борьбе добра и зла, отождествлённых светом и тенью его работ.

Рим во времена Караваджо

Постоянные грабежи, эпидемии и голод были привычными в Риме XVI века, что быстро привело к распространению нищеты. Кульминационным событием такой обстановки стало Разграбление Рима в мае 1527 года в ходе войны против испанского доминирования. Эпизод этот настолько сильно поразил город, что после отступления императорского войска население резко сократилось до чуть более 30 000 жителей.

С началом Контрреформации католическая церковь стала отдаляться от доктрины лютеранской Реформации и восстановила свое духовное господство на большей части Европы. В свой юбилейный 1600 год Рим вновь стал культурной столицей Европы, благодаря возрождению общественной и культурной жизни. Художники со всей Италии, а также Испании, Франции, Германии и Нидерландов прибывали в Вечный Город, привлеченные богатыми заказами церкви. Во времена таких знаменитых понтификов как Климент VIII Альдобрандини, Паоло V Боргезе, Грегорио XV Людовизи, Урбан VIII Барберини, искусство, наряду с религиозностью, приняло на себя миссию создать образ Рима как священного города. Весь Город стал огромной лабораторией, в которой одновременно работали художники разных школ и культур. Они обменивались техническими решениями, опытом, стилистическими и иконографическими моделями, что привело к необычайному художественному возрождению Вечного Города, повлиявшему на искусство всей Европы вплоть до конца XVII века.

Это был город, куда Караваджо, прибыл в 1592 г. Молодой человек из Ломбардии быстро стал одним из самых революционных художников всех времен, благодаря разрушительной силе своих работ контрастирующей с теориями и техниками живописи того времени.

10 фактов из жизни Караваджо

1 — Микеланджело Меризи, известный как «Караваджо» (Милан, 1571 — Порто-Эрколе, 1610), считается одним из самых значительных художников в истории итальянского искусства. Драматическая театральность и эмоциональная насыщенность его произведений послужили вдохновением для многих художников европейского барокко.

Хоть он и вошёл в историю под именем «Караваджо», от названия небольшого городка в провинции Бергамо, но родился художник в Милане. Караваджо был местом рождения его родителей.

2 — С раннего возраста Караваджо пришлось иметь дело со смертью: чума убила его отца, дедушку и дядю, когда ему было всего шесть лет. Его творческая карьера началась в тринадцать лет, когда он отправился в мастерскую художника маньериста Симона Петерцано в Милане.

В течение многих лет о жизни молодого Караваджо не было никаких новостей, вплоть до 1594 года, когда художник переехал в Рим. По некоторым данным, художник покинул Милан, потому что его подозревали в убийстве.

3 — В Риме Караваджо любил часто посещать таверны бандитских кварталов, которые он изображал потом в своих картинах, акцентируя внимание на жизни низшего слоя общества. Именно благодаря такому произведению, «Шулера»/I Bari (1595), он привлёк внимание и интерес к своему творчеству одной из самых важных фигур Рима — кардинала дель Монте, который решил ему покровительствовать, обеспечивая его важнейшими заказами для религиозных учреждений.

 

Шулера, 1594 — Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, США

4 — Несмотря на престижные заказы и успех, Караваджо продолжал часто посещать таверны, проводя ночи среди проституток, азартных игроков, драк и вина.

Он носил очень дорогую, но изношенную одежду и, несмотря на запрет ношения оружия, при нём всегда был стокко — лёгкая шпага, подходящая для дуэлей.

5 — Одной из первых заказанных ему работ было «Призвание апостола Матфея»/la Vocazione di San Matteo для церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Караваджо создал эту работу в 1599 году и поразил всех своим выбором персонажей для картины.

В этом произведении Матфей, далёкий от образа святого, изображен сидящим за столом в таверне, в момент когда Христос указывает на него, призывая к искуплению. Полностью отсутствует пафосность, характерная изображениям священных сюжетов того времени, на смену её пришёл композиционный реализм.

Призвание апостоля Матфея, 1599 — Сан Луиджи деи Франчези, Рим

6 — Такое пристальное внимание к сюжетному реализму не всегда удовлетворяло заказчиков, которые часто считали произведения Караваджо богохульственными. Работа «Смерть Богородицы»/La morte della Vergine (1605-1606) была фактически отвергнута за чрезмерную вульгарность сцены, но прежде всего потому, что для изображения тела умершей Богородицы Караваджо выбрал, в качестве натурщицы, утонувшую в Тибере проститутку.

Смерть Богородицы, 1604 — Музей Лувра, Париж

7 — Главной характеристикой работ Караваджо является уникальный баланс света и тени. Для этого художник использовал  абсолютно новаторскую для того времени технику. Чтобы добиться эффекта яркого контраста светотени, он внимательно размещал лампы и свечи в студии, где модели позировали, как это делал бы сегодня хороший фотограф.

Медуза, 1597 — Уффици, Флоренция, Италия

8 — Жизнь Караваджо резко изменилась в 1606 году, когда он убил Ринуччио Томмасони в драке. Похоже, что ссора возникла из-за банального промаха во время игры в паллакорду.

Художник, согласно законам, действовавшим в то время в Папском Государстве, был приговорен к обезглавливанию. Чтобы спастись от палача, Караваджо спешно покинул Рим в поисках убежища в Неаполитанском королевстве, но это его не успокоило.

Страх смерти стал одной из повторяющихся тем в произведениях, созданных в годы бегства. Сюжетом многих из этих работ стала тема обезглавливания, как в произведении «Обезглавливание святого Иоанна Крестителя»/Decollazione di San Giovanni Battista (1608 г.).

Обезглавливание святого Иоанна Крестителя, 1608 — Собор Святого Иоанна, Валлетта, Мальта

9 — Художник нашел прибежище сначала в Неаполе, а затем на Мальте, где в 1608 году ему удалось вступить в орден рыцарей Святого Иоанна. Однако он остался там ненадолго. В очередной драке, ранив члена ордена более высокого ранга, он был заключен в тюрьму.

Сбежав с острова, скрываясь от защитников раненого рыцаря, искавших его, чтобы отомстить за возмущение, он отправился на Сицилию, где создал ряд важных произведений, в том числе «Погребение Святой Лючии»/Il seppellimento di Santa Lucia (1608 г.), шедевр больших размеров (408×300 см). Опасаясь преследования, он покинул остров, вернувшись в Неаполь в поисках защиты. Но этого было недостаточно. Люди противника настигли его в Палаццо Челламаре и ранили его в лицо, оставив умирать.

Охваченный страхом и болью он пишет «Давида с головой Голиафа»/Davide con la testa di Golia (1609-1610). Любопытно, что лицо Голиафа — автопортрет Караваджо, но лицо Давида также вдохновлено лицом художника, когда он был еще молод и безгрешен.

Давид с головой Голиафа, 1609-1610 — Галерея Боргезе, Рим

10 — Раненный и ослабленный, Караваджо решил отправиться в длительное путешествие в Рим, чтобы взывать к милосердию понтифика. Однако во время путешествия состояние его здоровья непоправимо ухудшилось.

Художник так и не добрался до Рима. Он умер в Порто-Эрколе в 1610 году, в возрасте 38 лет, не зная, что за несколько недель до этого понтифик послал в Неаполь посланника с папским помилованием об отмене приговора за преступления Караваджо.