15 выставок, ради которых стоит приехать в Италию в 2022 году

1095
Поделиться

Хорошая выставка может стать прекрасным поводом, чтобы открыть для себя или вновь посетить один из любимых городов Италии. 2022 год в Италии пройдёт под эгидой изящества и элегантности. В этом году исполняется 200 лет со дня смерти Антонио Кановы (Поссаньо, 1757 — Венеция, 1822), и в разных городах Италии уже начались выставки, посвященные великому скульптуру XVIII столетия. Но это далеко не все: в 2022 году мы увидим женщин Тициана в Милане и потрясающие портреты и женские обнаженные натуры Болдини и других художников XIX века в Брешии на выставке «Женщины в искусстве».

Еще один гений скульптуры, которым будет отмечен 2022 год, — Донателло, главный герой выставок в музеях Барджелло и Палаццо Строцци во Флоренции, где так же будут выставлены работы одного из самых известных представителей мирового современного искусства, Олафура Элиассона.

Насыщенная программа, посвященная фотографии — от Роберта Капы в Абано Терме до Вивиан Майер в Musei Reali в Турине, от Сабины Вайс в Casa dei Tre Oci в Венеции до Анри Картье-Брессона и его знаменитых репортажей в Китае, представленных в MUDEC в Милане.

Милан: Тициан и образ женщины

Грация, красота, сила обольщения, элегантность: образ женщины в венецианской живописи XVI века приобретает уникальную роль и значение, не имеющее аналогов в истории искусства. Эта тема будет проиллюстрирована, как никогда ранее, на выставке «Тициан и образ женщины», где с 23 февраля будут представлены 15 картин венецианского мастера наряду с работами его самых известных современников. От Джорджоне до Лотто, от Пальма иль Веккьо до Веронезе и Тинторетто.

Портреты реальных женщин и идеализированные портреты «венецианских красавиц», героинь и святых, Венер и мифологических фигур заполнят восемь разделов выставки, представляющей широкий спектр тем, связанных с женским образом, глазами Тициана и других художников того времени. Работы художников расскажут о социальных и культурных причинах центрального положения женщин в венецианской школе, а также о моде того времени, о которой можно судить по роскошным тканям, жемчугу, украшениям и прическам, представленным на картинах.

  • До 5 июня

Милан: Анри Картье-Брессон. Китай 1948-49 | 1958

Анри Картье-Брессон, На улице антикварных магазинов Луи Чи Чанг, окно продавца кистей, Пекин, декабрь 1948 года

25 ноября 1948 года журнал Life поручил Анри Картье-Брессону написать репортаж о «последних днях Пекина» перед приходом войск Мао.

Во время своего десятимесячного пребывания в Китае фотограф и основатель агентства Magnum вместе с Робертом Капой и Чимом Сеймуром задокументировал два ключевых момента в истории Китая — падение партии Гоминьдан и установление коммунистического режима (1948-1949) — в репортаже, который стал поворотным моментом в истории фотожурналистики во всем мире.

Китай 1948-49 гг. будет в центре внимания очень интересной выставки в MUDEC в Милане, с 18 февраля по 3 июля. Более 100 оригинальных снимков, коллекция документов и архивных материалов из собрания Фонда Анри Картье-Брессона.

Картье-Брессон вернулся в Китай в 1958 году. Под строгим надзором сопровождающего, он преодолел тысячи километров, посещая металлургические заводы, строящиеся плотины, нефтяные скважины и «образцовые» сельские деревни, чтобы задокументировать результаты революции и принудительной индустриализации сельских регионов. Этот репортаж также будет представлен на выставке.

  • До 31 июля.

Милан: Стив МакКуин и Брюс Науман

Статика, 2009 (стоп-кадр) — Стив МакКуин

Цветы, обжаренные в темпуре, морские водоросли, мыло, эссенции и бактерии: материалы, используемые корейско-американской художницей Аникой Йи, которая открывает насыщенный выставочный сезон 2022-2023 годов в Pirelli HangarBicocca (8 выставок) своей первой персональной выставкой в Италии (17 февраля — 24 июля).

Два «must-see»: Стив Маккуин, визуальный художник и режиссер, получивший «Оскар» за фильм «12 лет рабства», станет главным героем выставки в сотрудничестве с Тейт Модерн в Лондоне, где его самые известные работы будут представлены вместе с новым произведением (31 марта — 31 июля).

И Брюс Науман: Неоны, коридоры и комнаты — это название посвященной ему ретроспективы в сотрудничестве с Tate Modern и Stedelijk Museum в Амстердаме, которая будет исследовать эксперименты гиганта современного искусства со светом, звуком, словом и видео, с середины 1960-х годов до наших дней (15 сентября — 26 февраля 2023 года) в Pirelli HangarBicocca.

Брешиа: Женщины в искусстве. От Тициана до Болдини

Гаэтано Беллеи, Порыв ветра — частная коллекция

Святые и богини, дамы и простолюдинки, матери и героини населяют залы Палаццо Мартиненго в Брешии с 22 января по 12 июня.

«Женщины в искусстве. От Тициана до Болдини» — так называется выставка, которая исследует представление женщин в истории итальянского искусства от эпохи Возрождения до Belle Époque.

На выставке представлено 90 шедевров, включая «Кающуюся Магдалину» Тициана из частной коллекции, впервые выставленную в Италии, и великолепные портреты художников XIX века, таких как Зандоменеги и Болдини, которые мастерски передали индивидуальность, элегантность, чувственность и тонкие нюансы женского мира.

  • До 12 июня

Год Кановы

Антонио Канова, «Спящая нимфа», 1820 год. Музей гипсотеки, Поссаньо

2022 год будет годом Антонио Кановы: двухсотлетие со дня смерти величайшего скульптора своего времени, высоко ценимого Папами Римскими, принцами и даже Наполеоном.

Празднование памяти автора величайших мраморных чудес в истории искусства, таких как «Амур и Психея» или «Три грации» уже началось: в музее Mart в Роверето выставка «Канова между невинностью и грехом» сравнивает 14 его шедевров с работами скульпторов и фотографов XX и XXI веков (до 18 апреля).

В Национальной пинакотеке в Болонье открылась выставка «Антонио Канова и Болонья». Выставка «Antonio Canova e Bologna. Alle origini della Pinacoteca», открытая в декабре, подчеркивает связь между венецианским скульптором и Болоньей, ее учреждениями и художниками.

  • До 21 ноября

Абано Терме: Роберт Капа. Фотографии после войны

Франция, Ницца. Август 1949 года. Анри Матисс в своей студии. Магнум Фото

Портрет Матисса в его студии в Ницце и портрет Пикассо на пляже. Его отношения с Хемингуэем и Стейнбеком, с которыми он отправился в путешествие в Россию после Второй мировой войны, описаны в знаменитом «Русском дневнике» 1948 года.

А также актеры, режиссеры и дивы, увековеченные на съемочных площадках великих фильмов, от «Ноториуса» Альфреда Хичкока (1946) с Ингрид Бергман до «Ризо Амаро» с Сильваной Мангано.

Менее известный Капа, портретист и постановочный фотограф — главный героем выставки «Роберт Капа. Фотографии после войны», с сотней или более снимков на вилле Басси-Ратгеб в Абано Терме.

  • До 5 июня

Венеция: сюрреализм и магия

Леонора Каррингтон, «Удовольствия Дагоберта», 1945 год. Частная коллекция

Опубликовав в октябре 1924 года Манифест сюрреализма, французский писатель Андре Бретон основал литературное и художественное движение, которое вскоре стало ведущим авангардом своего времени.

Хорошо известен интерес ее представителей к снам, бессознательному и иррациональному. Менее изученным, но столь же фундаментальным было их увлечение магией и эзотерикой: тема, которой посвятит свою первую крупную выставку Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции.

«Сюрреализм и магия. Очарованная современность» — так называется выставка, на которой представлены работы из самых престижных международных музеев (от Центра Помпиду в Париже до Метрополитен-музея в Нью-Йорке) таких художников, как Де Кирико, Дали, Магритт. А также Поль Дельво, Макс Эрнст, Роберто Матта, Ив Танги, Доротея Таннинг и Ремедиос Варо.

  • С 9 апреля по 26 сентября

Венеция: Сабина Вайс. Поэзия мгновения

Mode pour Vogue, Франция. 1955 — Сабина Вайс

Ей было 97 лет, когда она скончалась 28 декабря прошлого года в своем доме в Париже. «Поэзия мгновения» — так называется самая важная выставка, посвященная необыкновенной карьере фотографа Сабины Вайс, которая будет представлена в Casa dei Tre Oci в Венеции с 11 марта по 23 октября.

Это самая большая ретроспектива, когда-либо посвященная единственной женщине, главной героине французской гуманистической фотографии, наряду с Робером Доисно, Вилли Ронисом и Брассаем: событие, ради которого фотограф самолично открыла свои архивы в Париже.

На выставке представлено более 200 фотографий, включая множество ранее не публиковавшихся, начиная с ее творчества в 1935 году и заканчивая 1980-ми годами. Портреты художников и музыкантов, модные съемки, уличные снимки и детские лица и многочисленные путешествия по всему миру.

  • С 11 марта по 23 октября

Генуя: Моне. Шедевры из музея Мармоттан Моне

Клод Моне, Водяные лилии, около 1916-1919 гг. Масло на холсте. Париж, Музей Мармоттан-Моне

Моне в Генуе — с 11 февраля в Палаццо Дукале будут выставлены 50 шедевров из парижского Музея Мармоттан Моне с крупнейшей в мире коллекцией работ французского мастера.

Это те картины, которыми сам Моне дорожил больше всего, те, которые он ревностно хранил в своем доме в Живерни до самой смерти. Именно его сын Мишель передал их в дар парижскому музею в 1966 году.

Во королевском Дворце Генуи в комнатах Муниционера, они будут расположены по-новому и вызывающе: посетители словно попадут в сказочный и роскошный сад, среди водяных лилий, ирисов, плакучих ив, различных вариантов «Японского моста» и последней работы «Розы» (около 1925-1926 гг.).

  • До 22 мая

Флоренция: Донателло, эпоха Возрождения

Донателло, Мадонна с младенцем (Мадонна Пацци), около 1420-1425 годов, Государственный музей Берлина

Диалог традиций и инноваций отличает выставочную деятельность Палаццо Строцци на протяжении многих лет. В 2022 году пройдут две знаковые выставки — великого флорентийского скульптора Донателло и непревзойденного героя искусства нашего времени Олафура Элиассона.

Донателловская весна во Флоренции — с 19 марта по 31 июля в двух местах, в Палаццо Строцци и музее Барджелло, откроет выставку «Донателло, Ренессанс», которая расскажет обо всей карьере величайшего скульптора XV века, предшественника революции Ренессанса. На выставке также будут представлены работы современников Донателло — Брунеллески и Масаччо, а так же Мантеньи, Беллини, Рафаэля и Микеланджело.

  • С 19 марта по 31 июля

Флоренция: Олафур Элиассон

Олафур Элиассон, эксперимент с многогранной сферой Dimmable Firefly, 2020 год

Выставка Олафур Элиассон откроется в Палаццо Строцци этой осенью. Исландско-датский художник, который в 2003 году создал солнечную инсталляцию в зале лондонского музея Тейт Модерн, а в прошлом году снял стеклянный фасад Фонда Бейелер в Базеле, чтобы запустить внутрь зеленую воду пруда с растениями, утками и пауками.

Природные элементы, тема климата и хрупкости Земли занимают центральное место в его работах, как и зрители, их опыт и восприятие.

Его выставка станет крупнейшей экспозицией, когда-либо посвященной ему в Италии. На ней будут представлены некоторые из самых значительных работ из его тридцатилетней деятельности и новые произведения, задуманные специально для Палаццо Строцци.

  • С 22 сентября по 29 января 2023 года

Рим: Гвидо Рени в Галерее Боргезе

Гвидо Рени, Аталанта и Иппомена, Музео и Реал Боско

С начала марта выставочный сезон галереи Боргезе в Риме откроется экспозицией, посвященной работам Гвидо Рени. Il Sacro e la Natura («Священное и природа»), выставка, сосредоточенная на картине Danza campestre («Деревенский танец»), возвращенной в коллекцию музея год назад.

Помимо интереса болонского мастера XVII века к пейзажной живописи — аспекта его творчества, которому до сих пор не уделялось должного внимания, — выставка рассказывает о его пребывании в Риме, о страстном изучении произведений эпохи Возрождения и античности, об отношениях с генуэзским банкиром Оттавио Коста и о восхищении живописью Караваджо, с которым художник часто общался.

  • До 22 мая

Турин: Вивиан Майер. Неопубликованное