Cокровища Национального музея Неаполя, мимо которых нельзя пройти

12
Поделиться

Национальный археологический музей Неаполя — самый важный в мире музей римской истории: здесь хранятся настоящие сокровища античного искусства. Это целые коллекции, принадлежащие аристократическим домам Помпеев и Геркуланума, ценная коллекция искусства Древнего Египта, вторая в Италии по величине после Египетского музея в Турине, коллекции скульптур, мозаик и фресок, а так же интригующий Секретный кабинет — комнаты с предметами эротического содержания. Выделить самые важные работы практически невозможно — каждая, даже самая на первый взгляд незначительная, представляет огромную историческую и культурную ценность. Но со временем среди публики сформировались фавориты, определяющие сегодня наши эстетические пристрастия.

 

Фарнезский бык

 

Несомненной жемчужиной фарнезской коллекции Национального археологического музея Неаполя является скульптурная композиция Казнь Дирки. Более известная как Фарнезский бык, она представляет собой очень эмоционально насыщенный эпизод жестокого насилия и трагических мучений Дирки, а именно сцену, в которой дети Антиопы, решившие отомстить за жестокое отношение с их матерью,привязывают Дирку к рогам разъяренного быка, чтобы после мученической смерти принести ее в жертву Бахусу.

Скульптура была найдена в 1545 году, но из-за серьезных повреждений долго оставалась в хранилище, а затем аж в 1788 году была тщательно реставрирована и перевезена в Неаполь.
Самая нетронутая ее часть — это фигура Быка, в то время как базовые крепления были восстановлены — ноги Амфиона, туловище и правая нога Зефа, а также бедра Дирки.
Примечательно, что статуя, высотой 3,70 метра, вырезана из цельного блока белого мрамора и является самой большой античной скульптурой в мире.

 

Фарнезский Геракл

 

Принадлежащий к фарнезской коллекции, одной из самых важных коллекций скульптур в мире, Фарнезский Геракл стал символичной скульптурой всей истории искусства. Он служил примером для художникоа эпохи Возрождения и барокко, которые в течение двух столетий восхищались скульптурой во дворе Палаццо Фарнезе, в Риме, пока в 1787 г. вся фарнезская коллекция не перешла по наследству Карлу Бурбонскому, сыну Элизабетты Фарнезе, и не была перевезена в Неаполь. Самая известная древняя скульптура является работой афинского скульптора Гликона, и датируется III в. н.э. Задумчивая, почти меланхоличная фигура, изображает Геракла после его последнего сражения в садах Гесперид.

 

Чувственные ягодицы Венеры Каллипиги

 

Венера Прекраснозадая — так дословно переводится с греческого имя богини. Скульптура эта является несомненно одной из самых эротически волнующих произведений классического периода. Она застыла в полуобороте в непринужденной позе, оголяя ту часть своего тела, которая ее и прославила на весь мир, став несомненным эталоном красоты и источником вдохновения поэтов и художников.Скульптура относится к III в. н.э. и была найдена в 1594 году, предположительно в доме Нейрона

 

Битва при Иссе или Мозайка Александра Великого

 

Одно из самых впечатляющих, колоритных, и невероятно сложных по композиции произведений во всем музее. Размеры ее можно сказать монументальны — 5,82 м в длину и 3,13 м в ширину.Изображение передает битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Неистовство и Страдание являются здесь главными героями, воплащенными в образы воинов. Своим техническим совершенством, отработанностью каждой детали и эмоциональной насыщенностью работа не уступает шедеврам мастеров Возрождения. Мозаика Битвы при Иссе, как и многие другие произведения в Археологическом музее Неаполя, была найдена при раскопках Помпеях в 1831 году и была частью напольного покрытия знаменитого Дома Фавна.

 

Сапфо

 

Одна из самых известных и любимых фресок, широко известная как Сапфо, изображает на самом деле не греческую поэтессу, а девушку из помпейского высшего общества, с золотой сеткой в волосах и большими драгоценными серьгами; она держит у рта карандаш и тетради для записи, что несомненно свидетельствует о ее эмансипации, но не имеет ничего общего с поэзией и тем более с известной греческой поэтессой.

 

Бегуны

 

Лука Гуаданьино, американский режиссер итальянского происхождения, выбрал эту скульптуру для многочисленных сцен своего фильма Зови меня своим именем (Call me by your name), фильма о загадках красоты, о загадках любви и нашем к ней отношении, об истории искусства, культуры и ее влиянии на наше формирование как личностей. Бронзовая скульптура двух атлетов эллинистического периода найдена в знаменитой вилле Папирусов наряду с другими, не менее известными скульптурами, но, как никакая другая, передает энигматическую, загадочную и совершенную природу человеческа, каким его представляли древние римляне. Застывшие в вечной гонке, с устремленным все время вперед золотым взгдядом, бегуны завораживают нас идеальной простотой линий своего тела, заставляя затаить дыхание в бессмертности времени.

Пан

 

Самая известная скульптура Секретного кабинета музея. Эта небольшая статуя, изображающая бога Пана в акте совокупления с козочкой, стала неофициальным символом отдела музея, посвященного эротическому искусству, и была найдена в 1752 году в Вилле Папирусов в Эрколано. Скульптура в самых ярких деталях передает эротический акт, лишая его при этом всяческой пошлости, и напротив, пробуждая жедания эстетического возбуждения.

 

Синяя ваза

 

На первый взгляд обычная винная амфора, но для нас это прежде всего произведение искусства древнего мира. На ней изображена сельская жизнь, героями которой являются амуры, мифологические ангелочки, символизирующие любовь. Здесь отражены культурные ценности первого века нашей эры, эпохой мира, принесенной Августом: распространение культа Диониса, бога вина, экстаза и свободы чувств, а также важность производства вина. Природа изобилует и процветает, земля спонтанно приносит свои плоды, жизнь беззаботна и легка. Лишь гармоничная музыка амуров может нарушать ее покй.