Королевский Дворец в Казерте — итальянский Версаль

60
Поделиться

34 лестницы, 1200 комнат, 1742 окна, 42000 квадратных метров дворца и 100 гектаров парка, признанного самым красивым парком в мире. Королевский дворец в Казерте — самая большая королевская резиденция в мире. С 1997 года — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Спустя три столетия после своего строительства Королевский дворец Казерты остался таким же величественным и великолепным как и при жизни своих заказчиков, династии Бурбонов. Слияния гармонии природы и человеческого гения оставляют каждого его посетителя с открытым ртом.

История строительства Королевского дворца в Казерте

 

Строительство Королевского дворца в Казерте (Reggia di Caserta), возле Неаполя, было поручено архитектору Луиджи Ванвителли, лучшему архитектору Италии того времени, который предстал перед очень сложной задачей — построить самый красивый дворец в Европе, который не будет уступать Версальскому дворцу во Франции.

Первый камень был заложен в 1752 году, в день рождения короля Неаполя и Сицилии Карла III Бурбонского, южной части современной территории Италии. Момент этот запечатлён на фреске Дженнаро Мальдарелли на потолке Тронного зала. Строительство было завершено в 1774 году. Автор его, Луиджи Ванвителли, умер годом ранее и продолжением строительства занимался его сын Карл. Задачи, поставленные королём, однако были выполнены. А цифры сами говорят о масштабности и грандиозности этого творения.

Дворец внутри

Всё, что находится в королевском дворце и на его территории отображает великолепие, помпезность и власть. Прямоугольной формы здание имеет четыре внутренних двора и два фасада, один из которых смотрит на площадь Piazza d’Armi, а другой на парк.

Парадная Лестница

 

Вход в Королевские апартаменты осуществляется пройдя парадную лестницу, настоящее чудо барокко. Она является подытоживанием архитектурных традиций Италии XVIII века. Ванвителли использует здесь особое конструкторское решение, которое существует только в этом дворце — двойной элиптический свод. Этот верхний вестибюль парадной лестницы является центром, притягивающим к себе весь комплекс дворца.

 

Палатинская капелла

 

На первом этаже дворца, в верхнем вестибюле, находится Палатинская капелла, открытая в Рождество 1784 года. Подобно Капелле Версальского дворца, она представляет из себя один неф с полихромным мраморным полом и двумя боковыми проходами, ведущими к Святой Богородице, где расположен Музей Священной Мебели.

Название капеллы происходит от латинского слова «palatium», то есть капелла внутри дворца. Палатинская капелла имеет свою особенность — считается, что любой, кто заходит в неё впервые мгновенно очищается от всех грехов.

Зал Алебардщиков

 

 

Первый зал апартаментов, спроектированный для короля архитектором Луиджи Ванвителли (1700-1773) и завершенный его сыном Карло (1739-1821), украшен фреской «Оружие дома Бурбонов, которое поддерживают добродетели» (1789) Доменико Мондо (1723-1806), эскиз которой хранится в музее Лувра. На стенах — лепные украшения с трофеями и оружием, выполненные скульпторами Анджело Брунелли (1740-1806) и Андреа Кали (1775 ca.-1877) в период между 1786 и 1789 годами.
Этот зал был предназначен для приёмов, из него гости королевской династии попадали в Охранный зал.

Зал Александра

 

 

Зал Александра — это третий зал Королевских Апартаментов, полностью посвященный знаменитому македонскому вождю, одному из самых известных завоевателей и стратегов в истории. Зал расположен в центре главного фасада дворца и служит разделителем между залами XVIII и XIX веков.

Свод был расписан в 1787 году сицилийцем Мариано Росси (1731-1807). На нём изображено венчание Александра Македонского и Роксаны, как символ возвеличивания мира и процветания королевства.

Зал Александра долгое время использовался в качестве тронного зала.

Зал Марса

Первый зал, который относится к апартаментам Короля Неаполя и двух Сицилия и маршала Наполеона, Иоахима Мюрата. Декор зала отображает традиции неоклассики и прославляют французскую доблесть. Зал посвящён римскому богу войны Марсу. Декорация интерьера были поручена архитектору Антонио де Симоне.

 

Зал Астреи

 

Название зала связано с главной фреской на потолке, изображающей Триумф Астреи. В античной мифологии богиня Астрея прославилась своим правосудием и близостью к простым смертным. Так, в Золотой век богиня жила среди людей. Зал Астреи предназначался для принятия высокопоставленных лиц и послов.

 

Тронный зал

 

Тронный зал каждой своей деталью воспевает абсолютную власть правителя. Это помещение длиной более сорока метров, освещенное шестью окнами и украшенное позолотой. Проект его реализовывался в течении многих лет и претерпел за своё существование немало изменений.

Строительство зала началось в 1811 году во время правления Джоаккино Мурата по проекту Антонио де Симоне, а завершилось ко дню открытия Конгресса наук, организованного Фердинандом II только в 1845 году, о чем свидетельствуют надписи и инициалы на потолке.

Апартаменты королевы Марии Каролины

 

Комнаты Апартаментов XVIII века вызывают особый интерес и, безусловно, являются главной частью Апартаментов Ее Величества Королевы Марии Каролины. Это четыре маленькие комнаты, оформленные в стиле барокко.

Особо эффектно выглядит рабочий зал, обрамленный зеркалами, стены которого покрыты желтым атласом. Потолок этой комнаты украшен люстрой из позолоченной бронзы, дерева, и небольших хрустальных помидор, которые символизируют плодородие земли Кампания.

Особенностью апартаментов Марии Каролины является её туалет — в окружении великолепия интерьера в стиле барокко, в нём находится первое в истории биде. Не зная еще точного его названия и предназначения, описание биде в первом каталоге звучит как:»необычный предмет в форме гитары».

Палатинская библиотека

 

Палатинская библиотека состоит из пяти комнат и находится в восточной стороне Королевского дворца. Первые две комнаты используются в качестве читальных залов, в остальных хранится книжная коллекция.

Фреска на потолке первого зала Библиотеки написана Филиппо Паскалем (вторая половина XVIII века). На ней изображена небесная сфера, окруженная зодиакальными знаками и созвездиями. Книжные полки увенчаны вазами фабрики «Джустиниани», выполненные по образцу ваз из раскопок Помпеи и Герколанума, в 1830-х годах.

Вторая и третья комнаты библиотеки украшены старинными орнаментальными мотивами Гаэтано Магри (XVIII в.) и немецким художником Генрихом Фридрихом Фюгером (1751-1818 гг.) на темы из классического репертуара: «Парнас с Аполлоном и тремя Грациями», «Зависть и богатство», «Афинская школа», «Защита искусств» и «Отказ от невежества». В комнате так же находятся два расписных деревянных глобуса, изготовленных в Париже в 1764 и 1773 годах Дидье Робер де Вогонди.

Придворный Театр

 

Театр должен был быть готов до свадьбы Фердинандо и Каролины и это единственное помещение во дворце, строительство которого архитектор Ванвителли завершил самолично. Он был открыт во время карнавала 1772 года для празднования бракосочетания Фердинандо и Каролины.

Дворцовый театр очень похож на театр Сан-Карло в Неаполе. Он имеет классическую форму подковы, с пятью рядами лож и колоннами из алебастрового мрамора, а так же отдельный вход в королевскую ложу.

Парк Дворца

Королевский парк является неотъемлемой частью проекта Луиджи Ванвителли, вдохновленного садами великих европейских резиденций того времени, сочетавшего традиции итальянского сада эпохи Возрождения с нововведениями Андре Ле Нотра в Версале.

Парк делится на две части.  Первая — английский сад, то есть сад в английском стиле, построен английским садовым архитектором Эндри Грефером, приглашённым королевой Марией Каролиной. Сад состоит из обширных террас, разделенных центральной аллеей, ведущей к фонтану Маргарита. Симметричные дубовые рощи образуют полукруглую зеленую «театральную» сцену.

Слева от дворца, в так называемом «Старом лесу», где раньше был ренессансный сад, находится Кастеллучча, здание, имитирующее миниатюрный замок. В нём молодой Фердинанд IV практиковался в сухопутных сражениях. Здесь же, в искусственном озере с небольшим островком посередине, организовывались военно-морские тренировочные бои с флотилией, созданной специально для этой цели.

Вторая часть парка полностью построена по проекту Луиджи Ванвителли его сыном Карло. Она начинается с фонтана Маргарита, ведущему к знаменитому водному пути.

В этой части находятся фонтан «Дельфин», в котором вода вытекает из ртов трех огромных морских чудовищ из камня, и фонтан Эолус, состоящий из больших полукруглых ниш со множеством пещер, где живут мифологические ветра «зефиры».

Последний фонтан представляет из себя купальню Венеры, в водах которого освежалась богиня красоты. Для прогулок богини была создана специальная очень странная конструкция, криптопортик, построенный по примеру древнеримской архитектуры.»Cripto»- спрятанный, скрытый, «portico» — прогулка, то есть то место, где богиня могла прогуливаться под землёй на свежем воздухе.

 

Дворец на карте