Леччийское барокко

88
Поделиться

Лечче — главный город Саленто, известного ещё как салентийский полуостров, часть южной Апулии, между Ионическим морем на западе и Адриатическим морем на востоке. Образно Саленто представляет собой каблук итальянского сапога. Территория эта известна в основном своими морскими курортами, вкусной средиземноморской кухней и великолепием барочной архитектуры её городов.

Особенность леччийского барокко в том, что создаётся впечатление слияния истории и архитектуры с природой полуострова. Лечче и его соседние города наполнены элементами барокко не только в качестве украшений церквей и соборов, но и в виде деталей домов и улиц. Барокко здесь, по сравнению с основным стилем, имеет налёт провинциальности, но это нисколько не портит его, а наоборот придаёт образу выпуклость и индивидуальность.

Характеристики леччийского барокко

С утверждением испанского господства на территории Саленто, в течение всего XVII века искусство обрело новые формы, отдалившись от классических идеалов древности. Новый стиль был призван удивлять и пробуждать воображение и фантазию.

Появлению и развитию барокко в Лечче способствовали различные факторы: период мира и политической стабильности, расцвет религиозного ордена контрреформации, присутствие испанского вкуса и менталитета. Религиозные правители, начиная с епископа Луиджи Паппакоды, способствовали активному строительству зданий и памятников, которые почти за двести лет сформировали современный образ города. Во времена Контрреформации, епископы, проживающие в городе, сделали все возможное, чтобы превратить этот тихий центр Саленто в миниатюрный Рим, который вскоре прославился своей оригинальной, эклектичной и безгранично фантазийной интерпретацией художественной формы барокко.

Новый стиль изначально применялся только к религиозным и аристократическим зданиям, но позже барочное изобилие, цветочные мотивы, фигуры, мифологические животные, фризы и гербы появились даже в частной архитектуре — на фасадах, балконах и порталах домов. Роскошь земледельческих и цветочных декоративных элементов отображала природную метафору «благодати Божией». Среди наиболее часто встречающихся деталей можно увидеть сосновую шишку, символ плодородия и изобилия; яблоко, символ искушения, и, в то же время, искупления; гранат, символ Воскресения и Церкви, косточки которого — символ верующих; виноградную лозу, атрибут Христа, евхаристический символ, кровь Христа в Его страстях.

Леччийский камень

Барокко воплотился в леччийской архитектуре во многом благодаря использованию особенного и своеобразного камня города: пьетра леччезе. Прогуливаясь по Лечче и соседним городам часто оказываешься перед зданиями, полностью построенными из этого материала. Пьетра леччезе относится к группе мраморных известняков горной породы региона Саленто. Он достаточно прост в обработке, имеет однородный состав и характеризуется преобладанием карбоната кальция и кальциевого цемента. Его легко добывать и обрабатывать, а твердость и прочность его со временем возрастают. Порода достаточно компактна, хоть и имеет мелкозернистую консистенцию. Леччийский камень используют как в архитектуре, так и в скульптуре.

Каменные карьеры пьетра леччезе находятся в основном в окрестностях Лечче. Благодаря наличию в его составе глины, леччийский камень использовался для создания фризов, капителей, башенок и розетт в украшении фасадов церквей и домов. В Лечче и близлижащих городах много построек из этого материала, начиная с римских времен. Расцветом использования пьетра леччезе стал период барокко, когда им украсили большинство дворцов и церквей.

Из-за своей пористой природы леччийский камень обладает повышенной чувствительностью к механическим воздействиям атмосферными осадкам. Для придания ему прочности, мастера эпохи барокко обрабатывали его молоком. Блок леччийского камня пропитывали или полностью погружали в молоко. Лактоза, проникая в поры, создавала защитный слой на камне. Особенностью камня является его цвет — белый изначально, и янтарно-жёлтый со временем, который по-особенному празднично выглядит при свете лучей южного салентийского солнца, создающего эффект золотого города.

Лечче и архитектура барокко

Культурная роль салентийских центров всегда имела немаловажное значение. И даже во времена испанского господствования XVI века, принятого считать периодом большого упадка, Лечче и другие города Саленто изменили свой облик. Церкви, дворцы, улицы и площади покрылись мантиями украшений, характерных местному барочному вкусу.

Лечче — это идеальный отправной пункт для начала путешествия по местам любопытного и необузданного салентийского барокко. Искусствовед Рудольф Уиттковер так описывал особенности стиля в этой части Италии: «Этот стиль является исключительным декорированием поверхности, часто используемым весьма странно, придерживаясь местных строительных норм, которые в этом отдалённом уголке Италии оказались чрезвычайно долговечными».

Собор Санта Кроче

Ярким образцом стиля можно считать Собор Санта Кроче/ Basilica Santa Croce, одну из самых интересных церквей, декорированной элементами леччийского барокко. Собор был построен на развалинах церкви XIV века, сохранив некоторые элементы апулийского романского стиля, которые переплетаются со стилем барокко.

Церковь Санта-Кроче, пожалуй, самый ценный или, по крайней мере, один из самых известных образцов,  архитектурного барокко в городе. Франческо Зимбало — автор этой первой экспериментальной формы барокко в Лечче. Собор известен прежде всего благодаря своему грандиозному верхнему фасаду из ряда кариатидов, статуй женских фигур, наследия греческого искусства, в компании с фигурами резвящихся амуров.

Круглое резное окно — сердце композиции, изысканный образец архитектурной изящности. Стекло окружено тончайшими листьями аканта и обрамлено двумя стройными колоннами. По всему остальному фасаду антропоморфные фигуры и животные, кажется, смешанны одновременно в хаосе и гармонии: здесь можно узнать зверей, деревья, фрукты и цветы, ангелов и гербы. Три внутренних нефа церкви — это гимн величия, а позолоченный кессонный потолок придает оттенок драгоценности произведению, столь любимому местными жителями.

Палаццо деи Челестини

Прогулка по барочному наследию Лечче продолжается по направлению к смежному Палаццо деи Челестини, примыкающему к церкви и включающему в себя также монастырь. Комплекс в том виде, как он выглядит сегодня, был построен в 1549 году, но именно в 1600 году здание украсили художественные дополнения работы архитекторов Цимбало и Джузеппе Чино. Фриз многочисленных окон на фасаде выполнен в стиле церкви Санта-Кроче, в то время как главный портал окружен фризом из праздных амуров и фруктов. В настоящее время во Дворце находится офис префектуры.

Соборная площадь

Барочный центр Лечче расположен в нескольких шагах от площади Оронзо, в комплексе с городским кафедральным собором. Стиль барокко украшает здесь многие здания — от собора до Дворцов Вескови/ Palazzi dei Vescovi, от семинарии до старинной колокольни. Собор построен в необычном положении — по отношению к квадрату площади он стоит левой стороной, а не главным входом. По этой причине, с художественной точки зрения, левая сторона всей площади оказалась более развитой.

Собор построен в 1144 году и отреставрирован в 1670 году с постройкой величественной соседней колокольни. На вершине собора возвышается статуя Святого Оронзо. Это один из самых образцовых примеров религиозной архитектуры Саленто в стиле барокко. Главный вход собора достаточно выдержанный и менее сложный, хоть и с очень характерными стилю деталями отделки. В соборе хранятся некоторые ценные картины салентийского художника Антонио Низо, изображающие библейские сцены, такие как история Ноя и Успение Богородицы.

Соседняя колокольня высотой 72 метра представляет собой символ первенства города на территории Саленто. Расположение колокольни не случайно: она находится в этом месте, чтобы поражать своим видом посетителя площади. Справа от собора стоит Палаццо дель Весковадо, также называемый Епископио, построенный на развалинах здания 1400 года. Это трёхэтажное здание в форме буквы «L» с монументальным входом.

Семинария и Музей религиозного искусства

Одним из чудес света во времена своей постройки считалась Семинария, работа архитектора Чино, расположенная на той же площади. Причина такого восхищения зданием понятна: гармоничные и изысканные линии, тщательный подбор мрамора и камня делают его по-настоящему ценным и хорошо сохранившимся.

Атриум скрывает за собой интересные барочные элементы, такие как маленький колодец, особенно щедро украшенный амурами, фруктами и цветами. Сегодня в здании находится Музей религиозного искусства, Museo Diocesano di Arte Sacra.

Кроме известных монументов в стиле барокко, весь город усеян мелкими его проявлениями. Достойны внимания и небольшие церкви, созданные гением Чино и другие небольшие выражения стиля, внесшие свой вклад в образ Лечче как ведущего города архитектуры барокко в Саленто.