Венецианский карнавал — история, места, традиции

266
Поделиться

Венеция — город исключительной элегантности. Это элитная мода, звёздные мастерские и драгоценные ткани. Венеция — город развлечений, а Карнавал стал воплощением свободы бурлящей фантазии её жителей. Были времена, когда Венецианский карнавал длился до 6 месяцев в год — начинаясь в октябре и заканчиваясь в марте.

Неограниченный либертизм скрывался под масками, гулявшими по улицам, обедавшими в остериях и тайно посещавшими венецианские ридотто и казино, где азартные игры совмещались с маскарадными перевоплощениями. В те времена в Венеции бытовало выражение — «маска говорит о человеке больше, чем его лицо». Становились ли участники праздника сами собой, надев маску, или теми, кем всегда мечтали быть, оставалось вечной тайной этого бушующего страстями периода.

История венецианского карнавала

Использование масок и символических изображений в период карнавала — древняя традиция. Она начинается с адаптации религиозных праздников Древнего Рима, во время которых можно было на время перевернуть общественный строй. Рабы и горожане заполняли городские площади для участия в диких празднованиях в перерывах между танцами и музыкой. Карнавал в Венеции изначально преследовал ту же цель: предоставить населению, особенно низшему классу, возможность веселиться, используя маски, наравне с правящим классом. Маска, таким образом, гарантировала полную анонимность, отменяя социальные различия между теми, кто её надевал.

Венецианский карнавал позволял снять напряжение суровых моральных законов Венецианской Республики, допускающих во время празднования даже публичное высмеивание власти и аристократии. Официально празднование карнавала отмечено в документе, датированном 1296 годом, где указ Сената Республики объявляет день до начала Великого поста праздничным.

Праздник сопровождался выступлениями жонглеров, музыкантов и танцоров в общественных местах, где люди предавались веселью, забыв о работе. Карнавал в Венеции проходил как во дворцах, театрах и кафе, так и в игральных и частных домах, где царилная полная вседозволенность. С дворцовых балов начались традиции бал-маскарадов, которые до сих пор организуются в элегантных дворцах и с годами становятся все более эксклюзивными.

В XVIII веке Венецианская республика переживала большой экономический упадок, послуживший поводом для поиска альтернативного дохода, а именно — создания современного туризма. Секрет его был в полной анонимности гостей, которые приезжали со всей Европы. Это были богатейшие представители разных сословий — аристократии, банкиров и купцов. Полная сексуальная свобода бал-маскарадов Венецианского карнавала XVIII века была главной его характеристикой.
К тому времени венецианский карнавал стал известен по всей Европе. Но отмена иерархии и общая вседозволенность, скрываемые за масками, стали создавать немало проблем: после захода солнца таинственной анонимностью маски стали пользоваться преступники, организовывая по ночам ограбления и беспорядки.

В 1797 году состоялся последний исторический карнавал в Венеции. После чего, с падением Светлейшей Венецианской Республики и захвата её территории французами, карнавал и вовсе был запрещён, за исключением частных бал-маскарадов в венецианских дворцах и Бала Кавалькины в театре Ла Фениче.

С 1967 года началось возрождение традиций празднования карнавала с первыми парадами масок и костюмов, возвратив празднику его былой успех, привлекая ежегодно туристов со всего мира.

Главные События карнавальной недели

Открытие карнавала на площади Сан Марко
Полёт Ангела на площади Сан Марко

Народные гуляния — важная часть венецианского карнавала. Они проходят на площадях, которые в Венеции называются «campi», и ежегодно следуют традиционной программе. Современные празднования карнавала длятся две недели, а главные его события выпадают на последнюю, так называемую «жирную неделю», settimana grassa, которая начинается с «жирного четверга», giovedi grasso. Даты начала и окончания Карнавала каждый раз меняются, т.к. карнавал праздник подвижный, без фиксированной даты в календаре. Он напрямую зависит от празднования Пасхи и начинается ровно за две недели до Великого поста. Само же название, от латинского carnem и levare, то есть «исключить мясо», объясняет предшествующую этому периоду «жирную неделю», когда стол был особенно насыщенным.

Ежегодно карнавал посвящён определённой теме или знаменитому персонажу, вокруг которых и разворачиваются все действа. Наиболее важные события происходят между  «жирным четвергом» и «жирным вторником», днём, когда заканчивается Карнавал.

По традиции каждый венецианский карнавал открывается фестивалем на воде. Рио-ди-Каннареджо превращается в сцену со световыми играми и шоу на воде. На следующий день его сменяет парад гондол и костюмов Карнавала . После парада следуют дегустации и анимация, а участников угощают традиционными венецианскими жареными деликатесами и карнавальными сладостями: фритоле (fritole)и галани (galani).

Праздник Марий

Одним из первых главных и зрелищных событий карнавала является Праздник Марий, «Festa delle Marie». Это элегантная процессия, в которой юные гондольеры несут красивых молодых девушек на деревянных паланкинах из Сан-Пьетро ди Кастелло на сцену Гран Театра. Затем Марии возвращаются на площадь Сан-Марко для провозглашения главной Марии Карнавала. Традиция праздника Марий уходит корнями в старинный венецианский обычай дарить самым красивым и бедным девушкам города драгоценности и платья дожей, чтобы они могли нарядиться в них в день свадьбы.

Полёт Ангела

Один из самых культовых моментов фестиваля считается  Полет ангела (Volo dell’Angelo), который ежегодно проходит на площади Св. Марка. Ангелом, парящим в небе, становится Мария, победившая в конкурсе Марий прошлогоднего карнавала. Она пролетает над праздничной толпой, живописно спускаясь с колокольни.

Его история начинается с Карнавала середины XVI века, когда было организовано необычное шоу, которое произвело небывалый фурор. Главным его героем был турецкий акробат, сумевший добраться до колокольни Святого Марка, пройдя по веревке с помощью штанги. Представление так понравилось толпе, что с тех пор его стали повторять ежегодно. Однако в 1759 году акробат падает и умирает, превращая проход по канату в смертельный полёт над площадью. С тех пор это шоу было приостановлено вплоть до 2001 года, когда его решили официально восстановить, обеспечив соответствующие меры безопасности.

За полётом Ангела следует конкурс самой красивой маски, в котором может принять участие любой желающий.

Полёт осла, орла и льва

Последними в празднованиях проходят полёты осла, орла и льва.

Полёт Осла — это пародия на «Полет ангела» и проходит он в этот раз не в Венеции, а в соседнем Местре на площади Ферретто, в последнее воскресенье Карнавала. Главный герой летит, с вершины Башни на площадь, подражая более благородной колокольне Сан-Марко, с которой слетает «ангел». Ослом чаше всего выступает уличный музыкант, который, спустившись, остаётся играть на площади, в присутствии оживленных настоящих ослов и веселящейся публики.

Полёт Орла проходит на главной венецианской площади, а главный герой шоу не комический, а скорее героический. Обычно он остаётся засекреченным вплоть до начала карнавала, а выбирают его из знаменитых людей Италии — спортсменов, музыкантов, журналистов.

Завершается Карнавал торжественным Полётом Льва. Крылатый лев, символ Венеции, пролетает с колокольни над толпой, подводя символический итог народным гуляниям.

Традиционные маски венецианского карнавала

Маски — обязательный атрибут любого карнавала. А в Венеции существует даже специальная профессия — «маскареры» (mascareri) — что-то среднее между ремесленниками и художниками, мастера по изготовлению масок, которые круглый год работают над созданием уникальных карнавальных аксессуаров. Мастера эти известны по всему миру, даже великий режиссер Стэнли Кубрик заказывал маски в одной из венецианских мастерских, Kartaruga Mascheraio, для знаменитой сцены бал-маскарада, в своём последнем фильме «С широко закрытыми глазами».

Помимо масок итальянской комедии — Арлекина, Панталоне, Коломбины и Пульчинеллы,  в период карнавала в Венеции были популярны и типично венецианские маски.

Баута

Баута/ Bauta была самая популярная маска и предусматривала не только покрытие лица, но и всего тела. Она состояла из белой маски со своеобразной формой с заостренным выступающим подбородком. Такая форма искажала голос, предавая особую анонимность, а так же позволяла пить и есть не снимая ее с лица. Баута была распространена, как среди мужчин, так и среди женщин. Её носили с трикором, знаменитым трехконечным черным головным убором, и широким черным плащом, табардом.

Баута воплощает в себе целую историческую эпоху, это постоянный элемент повседневной венецианской жизни. Её часто можно встретить в картинах Пьетро Лонги, Каналетто, Джованни Доменико Тьеполо и Франческо Гуарди.

Моретта

Маска Моретта/Moretta, была полностью сделана из чёрного бархата. Она контрастировала с бледным цветом кожи девушки, часто усиливаемым с помощью макияжа. Моретта делала женщину особенно интригующей и загадочной, становясь её настоящим оружием соблазнения. Надев Морутту девушка не могла говорить. Интересно, что такая минималистическая маска часто сочеталась с пышным и весьма откровенным нарядом, выставляющим напоказ все женские прелести, при этом скрывая, как считалось, самый главный — женскую душу. По традиции, маска крепится к лицу за счёт внутренней пуговки, которую женщина держит между зубами. Такой необычный способ крепления и мешает женщине говорить, окутывая её образ мистической привлекательностью.

Няга

Самая вызывающая маска — это маска Няга/Gnaga. Существо это имело кошачью морду, коренастую мужскую фигуру в женской одежде с корзинкой, полной котят. Она вульгарно мяукала, эротично постанывала и томно произносила непристойными провокационные фразы. Использовалась маска чаще всего мужчинами, которые в этот период хотели почувствовать себя женщинами, но позднее она стала популярна и среди женщин.

Чумной доктор

Маска Чумной доктор изначально использовалась врачами для посещения больных чумой. У этой маски длинный птичий клюв, напоминающий древнеегипетское божество. Внутри этого клюва помещался специальный фильтр на основе солей и ароматических трав, предотвращающих проникание неприятного запаха, окружающего больных чумой. В глазных отверстиях маски были защитные стеклянные вставки, как в противогазах. Её надевали обычно с чёрным длинным плащом, который во время чумы был пропитан воском или промаслен во избежание контакта с инфицированными и трупами. Сегодня маска Чумного доктора связана исключительно с карнавальными торжествами, как заклинание против болезней.

Легендарные места венецианского карнавала

Атмосферу в Венеции в период карнавала нужно представлять как единое театральное действо, в котором люди, как актёры, ищут призвание в своих приключениях, хотя бы на одну ночь. Плотский откровенный эротизм происходящего смешивался с загадочным полумраком венецианских каналов, окутанных мистической туманностью города. Народные гуляния происходили на улицах, вдоль каналов и площадей, но для мероприятий более пикантного содержания существовали специальные заведения.

Ca’ Rezzonico — музей Венеции XVIII века

Ca’ Rezzonico, один из самых красивых дворцов на Гранд-канале, является апофеозом венецианской роскоши XVIII
века, отражением великолепия жизни аристократии того времени. Построенный по проекту известного архитектора Бальдассарре Лонгена для знатной семьи Резцонико, в 1800-х годах из-за отсутствия прямых наследников дворец несколько раз менял владельцев вплоть до 1935 года, когда он был выкуплен городскими властями Венеции. Среди его знаменитых арендаторов были писатель Роберт Браунинг и музыкант Коул Портер, известный своими экстравагантными вечеринками, на которых он нанимал 50 гондольеров для подачи напитков или организовывал шоу канатоходцев над Гранд-каналом.

Парадная лестница дворца ведет в самый популярный бальный зал последнего периода Республики, где потолок и стены расписаны фресками в технике «trompe l’oeil». Комнаты украшены оригинальной мебелью той эпохи — люстрами из муранского стекла, фарфором, а так же фресками и картинами художников XVIII века. Небо Джамбаттисты Тьеполо, портреты и миниатюры Розальбы Каррьеры, виды Каналетто напоминают о великолепии Венеции, которое навсегда останется в нашем воображении, и знакомят нас с венецианскими традициями того времени, когда маска и карнавал были главными атрибутами повседневной жизни.

Palazzo Pisani Moretta

Палаццо Пизани Моретта — это дворец XV века, расположенный вдоль Большого канала в Венеции, в сестьере Сан-Поло. Здесь проходит одно из самых знаменательных мероприятий венецианского карнавала — Бал дожей/ Il Ballo del Doge. Название бала происходит от названия правителей Венеции («дож» — титул выборного главы Венецианской республики). Каждый год бал посещают около четырехсот гостей, одетых в старинные костюмы и маски.

Мероприятие представляет собой реконструкцию маскарада XVIII века, включая ужин с блюдами венецианской кухни. На протяжении многих лет в развлечениях гостей участвуют оперные певцы, музыканты, артисты бурлеска и персонажи из итальянского народного театра комедии дель арте. Il Ballo del Doge проводят в Венеции с 1994 года. Каждый год тематика бала меняется. Организацией его занимается Антония Сауттер, модельер и менеджер элитных мероприятий в Венеции и во всем мире. Знаменитый Дворец Пизани Моретта — это известное место на Гранд- канале, куда ежегодно съезжаются знатные гости и СМИ, подтверждая своим интересом изысканность и эксклюзивность мероприятия. Бал дожей — это мечта многих из списка «побывать хотя бы раз в жизни».

Caffe Florian

Самая естественная сцена карнавала в Венеции — это Caffè Florian на площади Сан Марко. Здесь с незапамятных времен самые красивые маски выгуливают свои карнавальные костюмы, вливаясь в историческую атмосферу заведения. Кафе Флориан открыто с 1720 года, оно считается самым старым кафе в Европе и одним из культурных символов Венеции.

Caffe Florian всегда было местом встречи художников и интеллектуалов, здесь протекала сама история Венеции . Его посещали самые красивые люди того времени, оно было также одним из немногих мест, где можно было купить газету Gazzetta Veneta, одну из первых итальянских газет, действовавших с 1799 по 1945 год. Известное не только своим кофе, но и вкусным шоколадом в чашке, под названием «индийский бульон». Florian было первым заведением, которое могли посещать женщины, вопреки запретам Серениссимы. Запреты эти были связаны с тем, что в венецианских кафе XVIII века, особенно во время Карнавала, развратное поведение было в порядке вещей, настолько, что правительство Серениссимы решило запретить женщинам посещать их. Но благодаря аристократической клиентуре и международным дипломатам, часто в сопровождении своих жен, Caffe Florian получило разрешение на присутствие в нём женщин. Кстати именно здесь Джакомо Казанова начал встречаться со своими многочисленными любовницами.

Впечатляет книга подписей, в которой оставили свои автографы такие знаменитые посетители кафе как Томас Манн, Гете, Лорд Байрон, Оскар Уайльд, Эрнест Хемингуэй, Амедео Модильяни, Джина Лоллобриджида, Марчелло Мастроянни, Джорджо де Кирико, Грейс Келли, Чарли Чаплин, Энди Уорхол, Коко Шанель, Клинт Иствуд и многие другие. Для элиты искусства, музыки и культуры Caffè Florian является обязательным местом посещения начиная с XVIII века. Именно здесь, уже в 1895 году,  тогдашний мэр и поэт Риккардо Сельватико задумал организовать в честь короля Умберто и королевы Италии Маргериты выставку искусств, открывающуюся раз в два года, известную сегодня как Венецианская биеннале.

Ателье Ca’macana

Ателье Ca’macana было одним из первых, взявшимся восстановить традиции создания карнавальных масок. Здесь можно не только познакомиться с классическими венецианскими масками и масками комедии дель арте, но и самому поучаствовать в их создании. В период карнавала в ателье проводят организованные бесплатные мастер классы по созданию масок из папье-маше, рассказывают об истории масок, об особенностях их производства и, конечно же, о легендах, связанных с венецианским карнавалом и его главным аксессуаром.

Ридотто и казино — тайные места развлечений

Венеция XVIII века несомненно была столицей развлечений, центром европейской культурной и общественной жизни и славилась своими великолепными балами, вечеринками и театральными представлениями. Но именно в «казино» (от «casa» — маленький домик) и в «ридотто» (от «ridursi»,»recarsi», «incontrarsi», то есть встречаться) вершились самые сокровенные пороки и самые тайные добродетели того времени.

Это были небольшие комнаты или апартаменты, более интимные и легче разогреваемые, чем залы дворцов. Практически все эти дома имели нелегальные игорные залы, так как при Светлейшей Венецианской Республике были ограничения азартных игр. Кроме того, когда баров и общественных мест еще не существовало, в них можно было продолжать веселиться после театра даже поздней ночью. Постепенно казино и ридотто стали настоящим статус символом, в 1744 году в Венеции их насчитывалось 118. Со временем ридотто стали тематическими — они могли быть культурными салонами, посвященными искусству, музыке и поэзии, или более банальными домами для азартных игр, танцев, встреч с куртизанками или с тайными любовниками.

Успех этих заведений был настолько велик, что в 1638 году, пытаясь контролировать это явление, правительство выдало лицензию на общественный ридотто Марко Дандоло, в чьем одноимённом особняке Palazzo Dandolo, сейчас легендарный Hotel Danieli, было открыто первое казино в Европе. Его залы известны своими картинами Франческо Гарди и Пьетро Лонги, где изображены дворяне в масках за игровыми столами и красивые куртизанки, которые развлекаются с господами фортуны.

Музей Казановы

Стать Казановой на день, точнее на 45 минут, предлагает каждому своему посетителю первый в мире мультисенсорный музей, посвященный самому знаменитому гражданину Венеции. За свою жизнь Джакомо Казанова, известный соблазнитель прекрасных дам, успел побывать аббатом, юристом, солдатом, целителем, скрипачом, авантюристом, философом, писателем, математиком, алхимиком, эзотериком, масоном, шпионом, дипломатом, астрономом, азартным игроком, фехтовальщиком, космополитом и долго ещё можно продолжать список его занятий и увлечений.
Музей был открыт в ноябре 2019 года, по случаю 220-летия со дня смерти Казановы. Здесь можно совершить виртуальное путешествие в XVIII век, надев 3D очки, в роли самого Казановы — пройтись по венецианским улицам,  ловя на себе взгляды элегантных дам и провокации раскованных распутниц в костюмах того времени.

В музее так же представлена коллекция старинных предметов — спинет, гитара, письма и одежда с автографами, свидетельства о насыщенной жизни среди амурных, политических и культурных встреч. Казанова (1725-1798) встречался с императрицей Екатериной II, Вольтером, графом Калиостро, поэтом Баффо, Моцартом, графиней Помпадур, а также с королями и папами. Он много путешествовал по Европе, но ему и удалось попасть в тюрьму, из которой он совершил дерзкий побег.

Музей Казановы расположен в престижном Палаццо Малиперо/Palazzo Malipiero, исторически важном месте в судьбе Джакомо Казановы. В стоимость билета входит аудиогид на 10 языках и бокал Casanova Prosecco, который помогает должным образом настроиться на перевоплощение.

Остерия Do Spade

После посещения музея Казановы нельзя не остаться на волне главного героя и не посетить остерию Do Spade. Это одна из самых исторических остерий и бакарей в Венеции. Находится она в центре города, недалеко от моста Риальто и существует там с 1447 года. Не трудно догадаться что пришлось ей повидать на своём веку. Она была не только местом вкусной еды и вина, но и любовных приключений, чему есть конкретное подтверждение в мемуарах Казановы, так описавшем одно из своих приключений:

«Одним карнавальным вечером 1745 года я и мой друг увидели в Сан-Джоббе красивую простолюдинку, которая пила с мужем и другими друзьями. Решили мы устроить невероятный розыгрыш — представившись как государственные служащие, принудили ее мужа и друзей последовать за нами на остров Сан-Джорджо во имя Совета Х, оставив ничего не подозревающую женщину одну на Риальто. Высадив бедных дураков на острове, мы с другом вернулись на Риальто и отвезли женщину в остерию «Do Spade», где, отужинав, всю ночь по очереди с ней развлекались, отправив ее после этого домой.»

Конечно, в остерии Do Spade вряд ли можно встретить что-то подобное в наши дни, даже в период карнавала, но еда здесь отменная и атмосфера, при правильно подобранном меню, унесёт в далёкое прошлое.