ЮНЕСКО, 20 городов Италии

148
Поделиться

Италия является страной, которая может похвастаться рекордным количеством объектов, признанных ЮНЕСКО Всемирным наследием. Всего в список ЮНЕСКО входит 1121 объект из 167 стран мира, среди которых 869 объектов культурного наследия, 213 — природного и 39 — смешенного. В Италии находятся 55, из которых 50 — это объекты культурного наследия, а 5 — природного.

ЮНЕСКО и Всемирное наследие

ЮНЕСКО/UNESCO, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — это международная организация, которая совместно с ООН занимается вопросами поддержания мира и диалога между народами. Организация ЮНЕСКО была основана в 1945 году, в конце Второй мировой войны. В настоящее время она состоит из 195 стран со штаб-квартирой в Париже. Организация содействует культурному, этническому и художественному единению в глобальном масштабе, направленными на защиту прав человека и борьбу с конфликтами.

Одной из основных миссий ЮНЕСКО является выявление, защита, сохранение и передача будущим поколениям мирового культурного и природного наследия.

Наследие — это достояние прошлого, из которого сегодня имеет универсальную ценность и которое должно быть передано будущим поколениям. Для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО объекты должны отвечать по крайней мере одному из 10 критериев, установленных в Оперативных руководящих принципах, определенных ЮНЕСКО.

20 исторических центров Италии — под защитой ЮНЕСКО

Это города Италии, в которых многие уже побывали, их часто называют туристическими из-за понятного огромного к ним интереса. Многие из них так богаты многовековой историей и культурой, что их не возможно изучить ни за один день, ни за неделю, ни за всю жизнь. Они сами по себе уже стали символом вечности. Другие — менее известны. Такие сами итальянцы называют жемчужинами — «жемчужина Возрождения», «жемчужина Средневековья». Они, как настоящие жемчужины, маленькие и не сразу бросаются в глаза, но побывав там становятся особенно дорогими в наших воспоминаниях.

20 исторических центров городов в их хронологическом порядке добавления в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии — от тех, которые у всех на слуху и о которых вы услышите впервые.

1. Милан

Церковь и монастырь Санта-Мария делле Грацие с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи — 1980

Великолепное изобретение Леонардо да Винчи появилось благодаря инновационному использованию света и перспективы за спинами сотрапезников. Свет из трёх открытых окон, за которыми просматривается яркий пейзаж, также освещает апостолов сзади и по бокам. Такая особая перспектива является результатом революционного микса флорентийской пространственной перспективы и перспективы, полученной с помощью светотени, кьяроскуро.

«Тайная вечеря»/ Il cenacolo segreto Леонардо да Винчи в Милане, оказала значительное влияние не только на развитие иконографической темы, но и на судьбу живописи. Она считается одним из первых классических изображений, в котором фиксируется конкретный и краткий момент, а не бесконечность. «Тайная вечеря» — одно из самых цитируемых художественных произведений, кроме того можно считать, что ее создание открыло новую эру в истории искусства.

2. Рим

Исторический центр Рима — 1980 — 1990

Объект ЮНЕСКО включает в себя как Исторический центр Рима, так и его отдельные здания, свидетельствующие о непрерывной преемственности 3000 лет человеческой истории. Наслоенность архитектурных языков, богатство типологий сооружений, оригинальность акцентов городских пространств подчёркивают сложные переплетения городской структуры. Среди наиболее значимых строений можно отметить:

  • древние памятники, такие как Колизей, Пантеон и комплекс Римского Форума и Императорского Форума,
  • укрепления, построенные на протяжении веков, таких как городские стены и замок Сант-Анджело,
  • городские проекты эпохи Возрождения и Барокко, такие как площади Пьяцца дель Пополо, площади Спаньи и площади Навона,
  • гражданские и религиозные здания с богатством их живописных и скульптурных украшений (таких как Кампидолио, Палаццо Фарнезе, Палаццо дель Квиринале, Ара Пасис)
  • основные базилики, такие как Сан-Джованни в Латерано, Санта-Мария-Маджоре и Сан-Паоло, построенные величайшими творцами всех времен.

3. Флоренция

Исторический центр Флоренции — 1982

Этот тосканский город стал одним из символов Ренессанса в первый период правления Медичи (между XV и XVI веками). Культурный и художественный расцвет Флоренции отчетливо видны в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре XIV века, церкви Санта-Кроче, Палаццо Веккьо, Галерее Уффици и Палаццо Питти. Здесь находится самая большая концентрация произведений искусства, известных во всем мире, таких великих мастеров, как Джотто, Беато Анжелико, Брунеллески и Боттичелли. Именно во Флоренции сформировались и стали признанными два гения искусства: Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Начиная с XV века, Флоренция оказывает доминирующее влияние на развитие архитектуры и монументального искусства сначала в Италии, а затем в Европе. Её исторический центр является свидетельством как средневекового торгового города, так и города эпохи Возрождения. Здесь сохранились первозданные улицы, укрепленные дворцы (Палаццо Спини, Палаццо дель Подеста, Палаццо делла Синьория), лоджии (Лоджия дель Бигалло, Лоджия деи Ланци, Лоджия дель Инноченти и Меркато Нуово), фонтаны и Понте Веккьо, уникальный мост XIV века, усеянный магазинами.

С XIV по XVII век Флоренция обладала мощной экономической и политической властью в Европе. В этот период были построены престижные здания, свидетельствующие о величии её банкиров и князей: Палаццо Ручеллаи, Палаццо Строцци, Палаццо Гонди, Палаццо Медичи-Риккарди, Палаццо Пандольфини, Палаццо Питти и Сады Боболи, и ещё Сакрестия Сан-Лоренцо, погребальные капеллы Медичи, Библиотека Лауренциана и другие.

Флоренция ассоциируется с событиями общемирового значения. Именно здесь была выведена концепция Ренессанса и зарождён современный гуманизм.

4. Венеция

Венеция и ее лагуна — 1987

Венеция — это произведение искусства, которому нет равных. Город построен на 118 небольших островах и, кажется, плавает по водам лагуны, придавая форму незабываемому пейзажу, чья невероятная красота вдохновляла Гаталетто, Гуарди, Тёрнера и многих других художников.

Венецианская лагуна также имеет одну из самых больших концентраций шедевров в мире: от собора Торчелло до церкви Санта-Мария-делла-Салюте. Весь Золотой век Республики Серениссима, представленный памятниками исключительной красоты: Сан-Марко, Палаццо Дукале, Сан-Заниполо и Скуола-ди-Сан-Марко, Фрари и Скуола-ди-Сан-Рокко, Сан-Джорджо Маджоре и др.
Будучи торговым городом, влияние Венеции распространялось на развитие архитектуры вдоль побережья Далмации, в Малой Азии и Египте, на островах Ионического моря, на Пелопоннесе, на Крите и на Кипре. Когда же она начала терять свою власть над морями, своим инструментом влияния она сделала интеллектуальное наследие венецианской школы живописи. Её великие художники — Беллини и Джорджоне, а затем Тициан, Тинторетто, Веронезе и Тьеполо полностью изменили восприятие пространства, света и цвета, оставив свой уникальный след в развитии живописи и декоративного искусства во всей Европе.

5. Пиза

Площадь Дуомо в Пизе — 1987

Пизанская площадь повествует о важнейшим этапе в истории средневековой архитектуры, с которой начался пизанский романский стиль. На площади находятся четыре абсолютных шедевра архитектуры: Кафедральный собор, Баптистерий, Колокольня и Кладбище Кампо Санто. Внутри них содержатся всемирно известные художественные сокровища, такие как цикл фресок, значимый пример средневековой итальянской живописи XIV и XV веков.

Именно в пизанском соборе Галилео Галилей (1564-1642), наблюдая за колебаниями бронзовых подсвечников, открыл в 19 лет теорию изохронизма малых колебаний, ставшей прелюдией к его первой работе по динамике. С вершины колокольни он проводил эксперименты, которые привели его к формулированию законов, регулирующих падение. Два главных здания площади Кампо деи Мираколи/ Campo dei Miracoli непосредственно связаны с решающим этапом в истории физики.

6. Сан Джиминьяно

Исторический центр Сан-Джиминьяно — 1990

Исторический центр Сан-Джиминьяно хранит ряд шедевров итальянского искусства XIV-XV веков в их оригинальном архитектурном контексте. В частности, фреска со Страшным судом Таддео ди Бартоло (1393), мученическая смерть Святого Себастьяна Беноццо Гоццоли (1465), великолепные фрески Доменико Гирландайо (цикл Санта-Фина, 1475), а также Благовещение в Баптистерии (1482).

Сан-Джиминьяно является исключительным свидетельством средневековой цивилизации, так как на ограниченной площади находятся все типичные структуры городской жизни: площади и улицы, дома и дворцы, колодцы и родники. Фрески Меммо ди Филиппуччио, заказанные городом в 1303 году для украшения залов Подеста/Podestà во Дворце Пополо/Palazzo del Popolo, являются одними из наиболее часто используемых документов, иллюстрирующих, вплоть до бытовых деталей домов, повседневную жизнь в XIV веке.

Ещё одной особенностью Сан-Джиминьяно являются его 14 башен, строение которых началось в 998 году. Они отображают облик феодального тосканского города, контролируемого соперничающими фракциями, всегда готовыми к конфликту.

7. Матера

Сасси ди Матера — 1993

Сасси (с ит.- «камни») и парк города Матеры/ I Sassi e il Parco delle Chiese Rupestri di Matera -уникальные в мире скальные поселения, идеально приспособленные к геоморфологическому контексту и экосистеме, существующие на протяжении более двух тысячелетий.
Архитектурно-ландшафтный комплекс города и парка свидетельствуют о многочисленных этапах истории человечества.
Это пример традиционного землепользования, демонстрирующего эволюцию культуры, которая с течением времени не потеряла гармоничных отношений с окружающей средой.

8. Виченца

Город Виченца и виллы Палладио в Венето — 1994

Виченца всемирно известна как город архитектора Палладио. Объектом ЮНЕСКО является город Виченца и палладийские виллы по всему региону Венето. Первоначально в список Всемирного наследия был включен только город Виченца, затем в него внесли 23 здания, которые приписываются Палладио, а также три дополнительные виллы за городом.

Работы Андреа Палладио (1508-1580), являются результатом детального изучения классической римской архитектуры, и придают городу неповторимый облик. Дворцы и городские дома гармонично вписаны в городской ландшафт средневекового города. В этих живописных зданиях венецианский готический стиль сочетается с изысканным классицизмом Палладио.

Типичная палладийская загородная вилла синтезирует функциональные аспекты управления землей и аристократическое самовосхваление их владельца. Её основой является дом-храм, украшенный монументальной лестницей и увенчанный тимпаном, поддерживаемым колоннами лоджии. Различные элементы связаны общим классическим языком и упорядочены в соответствии с четко определенной иерархией.

9. Сиена

Исторический центр Сиены — 1995

Благодаря своим урбанистическим и архитектурным особенностям, исторический центр Сиены является свидетельством творческого гения человека и конкретно воплощает в себе его художественные и эстетические способности.

Оригинальный пример фигуративной цивилизации в архитектуре, живописи, скульптуре и градостроительстве определил важное культурное влияние не только на территории Сиенской Республики, но и в Италии и Европе, особенно в период между XIII и XVII веками.
Структура города и его непрерывное развитие на протяжении веков сохранила единство дизайна, который делает Сиену одним из значимых примеров итальянского средневекового и ренессансного города.

10. Неаполь

Исторический центр Неаполя — 1995

Строительство и постоянные реконструкции Неаполя проходили под воздействием римлян, византийцев, норманнов, Лонгобардской готики, Ренессанса и современности. Такая стилевая многослойность урбанистической панорамы, создаваемая на протяжении более чем 20 веков, придала историческому центру непревзойденную универсальную ценность, оказавшую существенное влияние на большую часть Европы.

Его роль как одного из наиболее влиятельных культурных центров Средиземноморья особенно проявилась в средние века, а затем с XVI по XVII век. Это выражалось в его древних крепостях, королевских комплексах, таких как Королевский дворец 1600 года, а также в комплексе церквей, театров и дворцов, построенных по заказу дворянских семей. В тот период он считался одной из главных европейских столиц и был авторитетом во многих областях культуры, главным образом, связанных с искусством и архитектурой.

11. Феррара

Феррара, город Возрождения, и Дельта По — 1995

Основанная в VI веке как речной порт в долине реки По к югу от дельты реки, в средние века Феррара стала важным торговым и политическим центром среди небольших поселений. Но именно начало правления семьи Эстэ ознаменует апогей развития Феррары в области архитектуры. Престиж Феррары в эпоху Возрождения сделал её одним из самых просвещенных и привлекательных дворов в Европе.

Вся территория была вовлечена в проект реконструкции окружающей среды, а за ее пределами были построены Загородные усадьбы, le Delizie, резиденции, которые конкурировали с королевскими дворцами по ту сторону Альп.
Эсте хотел создать образ Двора, который не просто бы считался с урбанистическим контекстом, а интегрировался в его окружающую территорию.
Так, охраняемое ЮНЕСКО наследие Феррары распространяется не только на её исторический центр, но и на территорию Дельты По с её Загородными виллами Делициями, древними резиденциями династии Эсте.

12. Равенна

Раннехристианские памятники Равенны — 1996

В городе хранится комплекс из восьми уникальных в мире позднеантичных христианских православных строений, построенных между V и VI веками н.э. Эти религиозные здания отражают важные исторические, политические и религиозные события Равенны, ставшей первой столицей Западной Римской империи (402 г. н.э.), известной в то время в Италии как остроготическая и византийская столица.

13. Пьенца

Исторический центр Пьенцы — 1996

Собор в Пьенце, согласно исследованиям, проведенным архитектором Яном Пипером, на самом деле был гигантскими солнечными часами. Два дня в году, тень Церкви полностью и идеально заполняет 9 квадратов площади перед ней, создавая игру светотени. Такой эффект мог быть последним наследием насыщенного периода правления Папы Пия II, аллегорично отображавший быстротечность вещей и вечную борьбу добра и зла.

Исторический центр Пьенцы представляет из себя первое применение гуманистических идей в градостроительстве и в концепции идеального города, сыгравших значительную роль в урбанистическом развитии Италии. Группа зданий вокруг центральной площади является шедевром творческого гения человека.

14. Модена

Кафедральный собор, городская башня и площадь Гранде в Модене — 1997

Моденский собор и Башня, с их необычными скульптурами и оригинальной архитектурной структурой, являются результатом совместной работы двух выдающихся художников, Ланфранко и Вилигельмо;
Между XII и XIII веками монументальный комплекс представлял собой одну из основных школ нового образного языка, призванную оказать огромное влияние на развитие романского искусства в долине реки По. На европейском уровне скульптуры Моденского собора являются важным примером для понимания культурного контекста, сопровождавшего возрождение монументальной каменной скульптуры.

15. Урбино

Исторический центр Урбино — 1998

Внешний вид города сохранился неизменным и представляет собой вершину искусства и архитектуры Ренессанса, в гармоничном слиянии с окружающей природой и его средневековым прошлым.

Во время своего недолгого культурного первенства город привлек к себе некоторых самых известных ученых и художников эпохи Возрождения, которые создали исключительно сплочённый городской комплекс, оказавший влияние на культурное развитие всей Европы.

16. Ассизи

Ассизи, Базилика Святого Франциска — 2000

Ассизи, древний храм и средневековый город, построенный на холме, является местом рождения Святого Франциска и тесно связан с деятельностью Ордена францисканцев. Шедевры средневекового искусства, такие как базилика Святого Франциска и фрески Чимабуэ, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти и Джотто, сделали Ассизи эталоном художественного и архитектурного развития Италии и Европы.

17. Верона

Город Верона — 2000

Вне стен Вероны жизни нет нигде…(В. Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Исторический город Верона, основанный в I веке до н.э., пережил периоды экспансии в XIII и XIV веках под властью семьи Скалигер и с XV по XVII век под властью Венецианской Республики. Он также является исключительным примером фортификационной крепости. В Вероне сохранилось значительное количество древних памятников Cредневековья и эпохи Возрождения.

18. Генуя

Генуя, Новые улицы и Дворцовая система Ролли — 2006

Новые улицы/Strade Nuove и Дворцовая система Ролли/Sistema dei Palazzi dei Rolli в единообразии городской планировки и архитектурными особенностями зданий, представляют собой необыкновенную модель строения дворянского жилого комплекса, который остался в центре современного города. Они являются связью между средневековыми улицами на юге и современными транспортными структурами на севере, как самый ценный эпизод периода XVI и XVII веков.

На этой улице находилось более 100 городских дворцов дворянских семей, взятых из официальных списков (rolli), уникальным социальным и экономическим документом, свидетельствующим о рождении современной городской архитектуры в Европе.

19. Мантуя и Саббионета

Мантуя и Саббионета — 2008

Два разных города, но для ЮНЕСКО это единый объект Всемирного наследия.

Как две стороны одной монеты, Мантуя и Саббионета являются двумя существенными этапами градостроительства и территориального планирования династии семьи Гонзага в своих владениях.

Саббионета — город новой формации, чьи оборонительные стены, план улиц в виде шахматной доски и роль общественного пространства делают его одним из лучших примеров концепции идеального города эпохи Возрождения в Европе. Его проект и создание является результатом бурной фантазии и гения Веспасиано Гонзага.

Мантуя — пример преобразования существующего города, который изменил древнюю городскую структуру, этруско-римского происхождения, чтобы примкнуть к урбанистическому идеалу Ренессанса. В строительстве обоих городов принимали участие одни из величайших архитекторов и живописцев Италии — Леон Баттиста Альберти, Лука Фанчелли, Андреа Мантенья и Джулио Романо в Мантуе, а так же Винченцо Скамоцци и Бернардино Кампи в Саббионете.

Эти два города стали образцом для последующих возведений большинства городов вплоть до современной эпохи, сыграв основополагающую роль в распространении культуры Возрождения в Европе и за ее пределами.

Мантуя и Саббионета — это драгоценная территория, вобравшая в себя все усилия поиска идеальной городской структуры, выражения воли Божей и проявлению его величия в представлении Ренессанса.

20. Палермо

арабо-норманнское Палермо — 2015

Арабо-норманнское наследие Палермо, Чефалу и Монреале — так называется комплекс из девяти гражданских и религиозных сооружений, построенных в эпоху нормандского королевства в Сицилии (1130 – 1194 гг.)

Объектом наследия являются два дворца, три церкви, кафедральный собор и мост в Палермо, а так же кафедральные соборы в Чефалу и Монреале, расположенные на северном побережье Сицилии.

Комплекс зданий, представляет из себя арабо-норманнское наследие, имеющее уникальную универсальную ценность как пример параллельного существования и взаимодействия между различными по историко-географического происхождению культурными компонентами . Это явление породило оригинальный архитектурный стиль, в котором естественным образом сливаются воедино византийские, исламские и романские элементы.