Замок Святого Ангела в Риме

20
Поделиться

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), также известный в Риме как мавзолей Адриана или Печальный замок — это крепость Рима, связанная с Ватиканом секретным подземным переходом. У замка необычная судьба по сравнению с другими известными памятниками древней культуры столицы: в то время, когда большинство сооружений римской эпохи превратились в руины и каменоломни, материал которых использовался для создания более современных зданий, Замок Святого Ангела, в зависимости от эпохи, менял свой статус, а порой и внешний вид. Его предназначение переходило от императорской усыпальницы до военного укрепления, от папских апартаментов до темной и страшной тюрьмы, от великолепных резиденций эпохи Возрождения до музея. Своими пышными интерьерами, мощными стенами, богатыми фресковыми залами, замок Святого Ангела отображает саму историю Вечного города. Здесь прошлое и настоящее неразрывно связанны друг с другом.

Из истории Замка Святого Ангела

 

История замка Святого Ангела в Риме начинается с его строительства по заказу римского императора Адриана в качестве усыпальницы в 123 году. Строительство завершилось уже после смерти императора, в 139 году. Это было округлое цилиндрическое здание с квадратным основанием и конными статуями по углам. Вершину его украшал кипарисовый сад и бронзовая колесница императора в образе бога солнца Гелиоса. В главную часть мавзолея, в которой находились урны с прахом императорской семьи, вела внутренняя спиральная рампа, сохранившаяся до наших дней. Вход в мавзолей предвещал покрытый мрамором Элианский мост из пяти арок, который до сих пор является одним из главных украшений замка.

Ближе к концу 3-го века на Рим участились нападения кочевых племен и нужно было усиливать оборону. С тех пор усыпальница Адриана приобрела статус крепости, войдя в состав оборонительного сооружения Аврелиановой стены.

Замок Святого Ангела продолжал быть оборонительным сооружением и в Средневековье. Тогда к нему из Ватикана был проложен закрытый коридор, Пассето. Он позволял понтификам быстро скрыться в замке в случае опасности. Благодаря этому коридору, в 16-м веке, папе Клементу VII удалось спастись во время осады Ватикана войсками французского короля Карла V. В это же время Замок Святого Ангела стал использоваться в качестве места заключения осужденных, и приобрел свою славу «печального замка».

Со временем крепость стала второй резиденцией римских пап, что поспособствовало значительному обогащению ее интерьеров фресковыми росписями знаменитых художников, произведениями искусства и пышно убранной мебелью. Особое место в истории замка принадлежит имени печально известного понтифика Александра VI Боржия. При нём замок превратился в настоящий дворец с присущими ему пирами и развлечениями, из которых игра музыкантов и комедии актеров забавляли папу не меньше, чем пытки и казни.

В Эпоху возрождения, после возведения на папский престол Павла III, апартаменты дополнились фресковыми украшениями с элементами древнеримской мифологии, соответствующими стилю эпохи. При папе Павле IV здание было укреплено пятиугольным оборонительным бастионом. С тех пор архитектура Замка Святого Ангела особенно не менялась.

После объединения Италии в 1871 году, практическое применение замка стало неактуальным, поэтому было решено превратить его в военный музей, который торжественно открыл первый правитель Италии Виктор Эммануил III в 1906 году.

 

Музей Замка Святого Ангела

 

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия. Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца.

 

Самые известные залы

 

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

 

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

 

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

 

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

 

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

 

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

 

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

 

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

 

Любопытные факты

 

Название Замка

До 590 года памятник, который сегодня известен как замок Святого Анджело, назывался мавзолеем Адриана, именно по той причине, о которой мы только что говорили. Однако в 590 году Рим поразила чума. Согласно легенде, папе Григорию I во время крестного хода вокруг Мавзолея, явился архангел Михаил, держа в руках меч, знаменуя окончания чумы. Чума на самом деле закончилась, а на камне по сей день можно увидеть следы архангела, на месте его чудесного явления. Так, в честь архангела Михаила и принесенной им доброй вести, мавзолей Адриана в Риме был переименован в Замок Святого Ангела, а на его вершине была установлена статуя ангела.

Ангел

Статуя Ангела, имеет интересную и многострадальную историю. Изначально она была сделана из дерева, но из-за хрупкости материала быстро раскрошилась и была заменена мраморным ангелом, который в свою очередь был уничтожен во время осады в 1379 году. За ним последовала третья статуя, также сделанная из мрамора с бронзовыми крыльями. Её расколола молния в 1497 году; на смену ей на вершине замка Святого Ангела была установлена статуя из позолоченной бронзы, но и ее через какое-то время убрали с привилегированного положения, в пользу установления пушек для обороны от нападения Ланквинов в 1527 году. После еще одного мраморного и бронзового ангела, в 1573 году был отлит последний бронзовый ангел, который сохранился до наших дней.

Мост

Представляя себе Замок Святого Ангела,  мы прежде всего воображаем образ крепости, возвышающейся над Мостом Святого Ангела, известного так же как Мост Элио, культового сооружения, украшенного мраморными статуями. На месте этих великолепных работ скульптора Бернини, которыми сегодня все с удовольствием любуются, во времена Инквизиции висели отрубленные головы приговоренных к смерти. Такое жуткое украшение служило наставлением для проходящих мимо о том, как важна для жизни праведность мыслей и поведения.

Палач

И конечно же все эти головы сами не отпадали. О них заботились штатные папские палачи. Одним из них в XIX веке был Мастро Титта — палач и, по совместительству, изготовитель зонтов. Его дом и мастерская находились в Борго, в нескольких шагах от замка Святого Ангела, поэтому каждый раз, когда его услуги палача требовались на главных площадях, расположенных на противоположном берегу Тибра, он не заставлял себя долго ждать, ему достаточно было пересечь знаменитый мост.

В поп культуре

Замок Святого Ангела вдохновлял режиссеров и авторов песен на протяжении всей своей истории. Его терраса — это место, откуда Тоска бросается вниз в заключительном акте знаменитой одноименной оперы Пуччини. Замок также появляется в голливудском фильме Ангелы и Демоны и в видеоиграх Assassin’s Creed II и Assassin’s Creed: Brotherhood.

Полезная информация

  • Замок Святого Ангела в Риме открыт  с 9.00 до 19.30
  • Цена билета 15 €
  • Ближайшее метро Lepanto и Ottaviano-San Pietro
  • Замок находится в одном из самых популярных районов Рима, Трастевере (via Lungotevere Castello,50), в двух шагах от Ватикана, но лучше экскурсии по этим двум местам не совмещать, а прогуляться по набережной и расслабиться в местных питейных заведениях, чтобы как следует «переварить» историю

 

Замок Святого Ангела на карте